КЕСАРИЙ - Страница 11

Сохранилась переписка Кесария с Римскими папами и с другими епископами по различным церковно-политическим вопросам. Среди этой переписки Кесарию принадлежат: письмо епископу Рурицию Лиможскому; прошение папе Симмаху, поданное в 513 г.; прошение папе Симмаху, поданное в 514 г. аббатом Эгидием и нотарием Мессианом. Среди соборных решений издано послание епископу Агрецию от имени Собора в Карпенторате 527 г. В рукописной традиции Кесарию приписывался ряд спорных и неподлинных сочинений. К ним исследователи относят, прежде всего, нравственно-аскетические сочинения: «Первое послание к монахиням», которое было составлено в VII в.; «Послание увещательное к посвящённой Богу деве», написанное диаконом Теридием около 525 г. (вскоре после его назначения на пост провизора монастыря Иоанна Предтечи) и адресованное аббатисе Кесарии Младшей. «Главы святых отцов», по мнению исследователей, представляют собой догматический документ, состоящий из 17 глав. Он содержит отрывки творений блаженных Августина, Иеронима и Амвросия, касающиеся вопроса о благодати. Исследователи предполагают, что это была последняя часть материалов, составленных Кесарием для Аравсионского собора 529 г. Кесарию долгое время приписывалось составление авторитетного канонического сборника «Древнецерковные установления», однако, согласно более позднему изданию, этот памятник составлен в Южной Галлии около 475 г., как полагают исследователи, Геннадием Марсельским. Исследователи предполагают, что Кесарий был автором «Символа св. Афанасия» (или «Символа Quicumque»). По крайней мере, Кесарий – самый ранний известный свидетель этого Символа, он первый обратил на него внимание. Особенность Символа – ясное утверждение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Исследователи отмечают, что Кесарий не был оригинальным догматистом, полемистом или экзегетом. Прежде всего, он был проповедником христианской нравственности и аскетизма. Его взгляды во многом были воспроизведением учения более ранних западных церковных писателей (Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, папы Римского Льва I Великого, Регийского епископа Фавста, Фульгенция и др.), из сочинений которых он смог выбрать наилучшее и полезное для слушателей. Однако некоторые его высказывания представляют для исследователей историко-догматический интерес: это касается учения о равенстве и единосущии Лиц Святой Троицы, об исхождении Святого Духа, полемики с арианами, представлений о реальности человеческой природы Христа и Его страданий, Его схождения в ад, непорочности Девы Марии, учения о Божественной благодати и человеческих заслугах, наконец, элементов учения о чистилище. Учение Кесария о Святой Троице сформулировано в полемике с арианами и, по мнению исследователей, весьма сходно с учением, изложенным в Афанасиевом Символе веры, структура и содержание которого воспроизводятся в подлинных трудах Кесария. Согласно Кесарию, «правая и кафолическая вера» в Триединого Бога является необходимым основанием спасения.

 



 
PR-CY.ru