КЕСАРИЙ - Страница 13

Исповедуя реальность страданий и смерти Христа по человечеству, Кесарий также подчёркивает важность Его схождения в ад (descendit ad inferos), которое совершилось для того, чтобы освободить людей от тирании дьявола и власти смерти, за чем последовало Его воскресение из мёртвых и вознесение на небо. Отвечая на вопрос слушателей, как реальность тела Христова, состоящего из плоти и костей, совмещалась с Его преображением после воскресения, Кесарий апеллирует к всемогуществу Бога и силе чудес, ибо «там, где разум бессилен, действует вера…, а если рассуждать человеческим умом о смысле чудес, то можно утратить веру». Это же относится и к чуду бессеменного зачатия Христа от Святого Духа и Марии Девы и сохранения Ею девства после рождения Христа, ведь «сначала Он произвёл младенческие члены чрез нетронутое чрево Девы, а после (воскресения) провёл (Cвои) молодые члены (membra juvenis) чрез запертую дверь». Некоторые католические исследователи безосновательно видят в словах Кесария о том, что «Дева Мария, бывшая Девой до родов, навсегда осталась Девой и после родов и пребыла без скверны или пятна греха» (absque contagione vel macula peccati), указание на Её свободу от первородного греха. Очевидно, что Кесарий имеет в виду Её личную безгрешность, сохранённую Ею в течение всей жизни. В учении о первородном грехе и божественной благодати Кесарий следует мысли Августина Блаженного. Подобно ему, Кесарий признавал во всех людях существование первородного греха (peccatum originale), который передаётся через плотское зачатие и рождение. В преступлении Адама все согрешили, и, как следствие, теперь все рождаются в состоянии порабощённости грехом. Адам жил в раю, но он сам и его потомство были изгнаны в этот мир, где царствует порок. По мнению Кесария, именно ради очищения от первородного греха в церкви введена практика крещения младенцев, так что младенцы, умершие до крещения, обречены на вечную погибель. Только божественная благодать, подаваемая даром (gratia gratis datur), без каких-либо заслуг со стороны человека (nullis praecedentibus meritis), способна избавить человека от первородного греха. Будучи «сосудами гнева» в первом, плотском рождении, люди возрождаются в качестве «сосудов милосердия» через крещение, где им отпускаются все грехи, как первородный, так и личные. Все крещёные получают исцеление, и им сообщается способность избирать и творить добро. По мнению Кесария, ответственность возрождённого человека связана с его усердием и возрастанием в добре; иначе блага, полученные в крещении, могут быть утрачены, а грех – снова возобладать. Эти утверждения свидетельствуют о том, что Кесарий понимал крещение как средство, которое возвращает человека в состояние, подобное состоянию Адама до грехопадения. В крещении человек очищается от зла, освобождается от рабства греху и снова приобретает способность избирать добро, хотя способность к дурному выбору у него остаётся. Вместо порабощения злом у человека остаётся лишь привычка к злу, которую он может исправить покаянием и приобретением привычки к добру. Крещение ещё больше усиливает ответственность человека перед Богом: если блага, дарованные в крещении, не будут правильно использованы, это может привести, скорее, к осуждению, чем к награде.

 



 
PR-CY.ru