КЕСАРИЙ - Страница 16

Грешник не сможет извинить себя тем, что не знал, какие грехи лёгкие, а какие тяжёлые. Его могут погубить даже мелкие грехи, если они многочисленные или закоренелые; такие грехи равнозначны тяжкому греху. Искупление грехов должно соответствовать их тяжести. Для исправления малых грехов Кесарий предлагал усиленно поститься, продолжительно молиться и посещать богослужения, творить милостыню, совершать добрые дела: посещать больных и заключённых, хранить мир со всеми, примирять враждующих, принимать странников и умывать им ноги, прощать врагов и проч. Для искупления тяжких грехов советовал добавить к этому слёзы и воздыхания, продолжительные посты, раздачу щедрой милостыни. Кроме того, вслед за Августином Блаженным Кесарий допускал возможность очищения человека от лёгких и малых грехов после этой жизни посредством некоего «очистительного огня» (per purgatorium ignem, per ignem transitorium), прежде чем он войдёт в жизнь вечную, в чём католические исследователи видят намёк на чистилище. Вслед за Иеронимом Стридонским Кесарий учил, что для христиан существует три неравноценных состояния: девство, вдовство и брак: «Девственники приносят (плод) в сто крат, вдовы – в шестьдесят, а женатые – в тридцать». Кесарий говорил о целомудрии в браке, но оно связано, скорее, с воздержанием, а супружеские отношения должны быть обязательно связаны с рождением детей. Идеалом для него был постепенный отказ от этих отношений. Рассуждая о распоряжении богатством, Кесарий проводил мысль, что милостыня – условие искупления грехов и как бы компенсация за наслаждение мирскими благами. Кроме того, он обязывал мирян в качестве искупления или исправления сделанного в течение года во время Великого поста «посвящать себя Господу» (vacare Domino), т.е. нести подвиги, близкие к монашеским: поститься, молиться, читать Священное Писание. Кесарий не говорил о совершенстве, достижимом для мирян, но призывал их, живя в миру, насколько возможно приближаться к монашескому совершенству. Среди заповедей, в том числе новозаветных, Кесарий различал обязательные для всех предписания (praecepta) и советы (consilia), ведущие к совершенству. Например, к советам относятся: хранение девства, воздержание от вина и мяса, продажа имущества и раздача милостыни. К предписаниям же принадлежат заповеди: любить врагов, поступать по справедливости, отвращаться от зла и творить добро. Кто свободно исполнит совет, получит большую славу, кто же не исполнит предписания, не сможет избежать наказания, если не покается. В наставлениях, адресованных монашествующим, Кесарий предлагал более возвышенное учение, нежели в проповедях для мирян. Он неоднократно подчёркивал мысль о том, что внутреннее содержание монашеской жизни – это «(духовная) брань с пороками» (cum vitiis bella). Несмотря на то что монастырь сравнивался им с пристанью, он призывал отказаться от иллюзии относительно монашеской жизни как некоего спокойствия и отдохновения от мирской суеты: «В это место мы собрались не для отдыха, не ради спокойствия, но для битв и сражений». Врагами для монаха являются его собственные страсти и дьявол.

 



 
PR-CY.ru