КЕСАРИЙ - Страница 15

Вместе с тем в «Сочинении о благодати», где Кесарий намеренно избегает вопроса о предопределении, рассуждая о совершенной незаслуженности дара благодати, он всё же воспроизводит августиновский ответ на вопрос о том, почему одним Бог даёт благодать, а другим – нет: суд Божий столь таинственен и возвышен (occultus et altus), что его нельзя объять мыслью, а Его решения (judicia) хотя и непостижимы, но всегда справедливы. В «Определении веры» Аравсионского собора 529 г., составленном Кесарием, фактически утверждается синергия человеческого действия и благодати после крещения: «После принятия благодати крещения все крещёные при помощи и содействии Христа (Christo auxiliante et cooperante) могут и должны (possint et debeant) делать то, что относится к спасению души». Иначе говоря, божественная благодать после крещения, скорее, содействует человеческим усилиям творить добро, чем предопределяет их. Этим неявно отвергается августиновское учение о предопределении к славе и явно отрицается предопределение к злу (ad malum divina potestate praedestinatos). Нравственно-аскетическое учение основано как на собственном опыте Кесария, так и на чтении им аскетической литературы. Вслед за Иоанном Кассианом Кесарий постоянно напоминает пастве о коварстве дьявола, подчёркивая при этом акт свободной воли и добровольного согласия как основную причину греха. Для него очень важно разъяснить последствия греха, вызвать у слушателей отвращение к нему или ужас перед ним (например, через сравнение греха с проказой, параличом и другими болезнями). Важное место в учении Кесария занимает заимствованное у Тертуллана и Августина Блаженного понятие о двух категориях грехов – грехах тяжких (crimina capitalia, majora peccata) и грехах малых, или каждодневных (peccata minuta, minora peccata, cotidiana peccata). К тяжким грехам Кесарий относил, в частности, святотатство, убийство, прелюбодеяние, блуд, лжесвидетельство, аборты, воровство, разбой, кражи, клятвопреступление, гордыню, закоренелую зависть и жадность, постоянное пьянство. Эти грехи, совершённые христианином после крещения и не исправленные сугубым покаянием, постами, слезами и воздыханиями, лишают его надежды на спасение и обрекают на вечную погибель. Малые грехи подразделяются Кесарием на грехи против Бога, против ближнего и против самого себя. Грехами против Бога он называет пренебрежение церковными постами, леность и опоздание к началу богослужения, опрометчивые клятвы, рассеянность при молитве. Грехи против ближнего: злословие, клевета, неуместное молчание, раздражение, презрение, нерадение о посещении заключённых или больных, пренебрежение гостеприимством, ненависть, зависть, гнев, раздоры, чрезмерная снисходительность к ближним, лесть сильным мира сего. Наконец, грехи против самого себя: чрезмерность в пище и питье, стремление к изысканной пище, чрезмерный сон, нечистые помыслы, порочные желания, услаждения слуха, непристойные разговоры, супружеское общение без желания иметь детей, праздные разговоры в церкви. Для Кесария один и тот же грех может иметь разную тяжесть в зависимости от его продолжительности и постоянства в нём. Он называет простительными грехи в мыслях, пожеланиях и словах, однако предрекает вечное осуждение «прелюбодействующему в сердце своём», поскольку «совершенное желание» исполнить прелюбодеяние приравнивается к самому делу.

 



 
PR-CY.ru