КАССИАН, Безобразов Сергей Сергеевич - Страница 13

В вопросе о соотношении второго послания Петра и Послания Иуды Кассиан склонялся к признанию более раннего происхождения второго послания Петра. Евангельское предание в объёме общесиноптического ядра, согласно Кассиану, закрепляется в виде связного очерка во второй период апостольского века в Иерусалиме. Это закрепление не обязательно должно было быть письменным, оно могло существовать и в устной форме. Написание Евангелий как завершённых литературных текстов относится к четвёртому периоду апостольского века. Два первых Евангелия, по версии Кассиана, написаны до падения Иерусалима в 70 г. Евангелие от Матфея возникло в Иерусалиме и адресовано первоначально христианским читателям иудейского происхождения. Евангелие от Марка написано в Риме для язычников и основано на проповеди апостола Петра, которого евангелист Марк сопровождал в качестве переводчика. Евангелие от Луки и соответственно «Деяния святых апостолов» Кассиан рассматривает как творения спутника и сотрудника апостола Павла и уверенно датирует временем после 70 г. Вопрос о месте их написания Кассиан оставляет открытым, утверждая лишь, что первоначальными адресатами этих книг были читатели из язычников. Все иоанновские писания Нового Завета, считал Кассиан, созданы апостолом Иоанном Богословом в Ефесе около 100 г. В решении синоптической проблемы Кассиан пытался предложить альтернативу господствующей в науке теории четырёх источников, получившей широкое распространение в англоязычной среде благодаря работам Бернетта Хиллмана Стритера. Согласно этой теории, Евангелие от Марка является самым ранним из Евангелий и служит источником для Евангелий от Матфея и от Луки; эти Евангелия в не совпадающих с Евангелием от Марка общих для них частях пользуются не дошедшим до нас источником, обозначаемым в науке буквой «Q» (от нем. «Quelle» – «источник»), и каждое из них имеет при этом особый письменный источник своего уникального, не находящего параллелей в других Евангелиях материала. По утверждению Кассиана, в основе каждого из трёх синоптических Евангелий лежит связный очерк евангельской истории – от служения Иоанна Крестителя до воскресения Христа, сформировавшийся и закреплённый (как было отмечено выше) во второй период апостольского века в Иерусалиме. В Евангелии от Матфея этот очерк соединяется с другим источником ярко выраженного иудеохристианского характера, который мог не иметь связной формы, но представлял собой совокупность разрозненных элементов. В Евангелии от Марка первоначальный очерк евангельской истории дополнен воспоминаниями апостола Петра, дошедшими до евангелиста Марка в устной форме через его личное общение с Петром. Оба евангелиста подвергали находящийся в их распоряжении материал редакционной обработке. При этом Кассиан, критически относившийся к распространённому мнению о первенстве Евангелия от Марка и о его влиянии на Евангелие от Матфея, считал два первых Евангелия взаимно независимыми. Евангелист Лука позаимствовал первоначальный очерк евангельской истории из Евангелий от Матфея и от Марка, бывших его основными источниками. К Евангелию от Матфея восходят те части Евангелия от Луки, которые, согласно теории четырёх источников, почерпнуты из «Q».

 



 
PR-CY.ru