КАРТЛИ - Страница 3

Все кафедральные соборы были построены в непосредственной близости от древнейшего транскавказского транзитного пути в экономически развитых городских (Урбниси, Самтависи) или сельских районах и располагались севернее реки Куры. Во многих случаях христианские кафедры заменяли языческие капища: например, Урбниси – храм Хизанаантгора (III–I вв. до н.э.), Руисский собор – храм Арадети (Дедоплис-Миндори, II–I вв. до н.э.). Сведения о границах епархий сохранились в сочинении «Описание царства Грузинского» (первая половина XVIII в.) царевича Вахушти Багратиони. Архиепископ Самтаврский был пастырем земель «выше Рехули до Большой Лиахви», епископ Цилканский – «пастырь Мухрани, обеих Арагви и Базалети», епископ Самтависский – «пастырь ущелий Ксани и Лехура», епископ Никозский – «пастырь кавкасианцев, двалов, ныне именуемых овсами, Глола и Геби», епископ Урбнисский – «пастырь Большой Лиахви и земель, орошаемых Лиахви», епископ Руисский – «пастырь Картли, лежащей выше Руиси, до Лихи и Ташискари. А ныне подвластны ему Хеоба и Садгери, так как вдовствует Ацкурская кафедра». Документы и эпиграфические источники позволяют исследователям уточнить эти данные. Так, Цилканская епархия включала и левобережье реки Ксани до Авлеви; Никозская епархия охватывала также часть Лиахвского ущелья. Некоторые епархии владели селениями и по правому берегу реки Куры. География и юрисдикция епархий не всегда совпадали друг с другом: например, власть Самтависского епископа простиралась на селения хребта Квернаки, расположенного на территории Самтаврской епархии; архиепископ Самтаврский владел Руиси и селениями в ущелье Пца, географически относящимися к Руисской епархии; селения ущелья Проне подлежали юрисдикции Урбнисской епархии, в то время как находились на территории Руисской. На рубеже V и VI вв. в составе Квемо-Картли были Тбилисская, Манглисская, Дманисская, Болнисская, Цуртавская и Агаракская (Хунанская) епархии. Местоположение Цуртавского и Агаракского кафедральних соборов исследователям точно не известно. Исследователи предполагают, что Цуртави находился на правом берегу реки Дебеда, в районе крепости Агджакала-Гаги, а Хунани – близ слияния рек Таузчай и Мтквари. Границы епархий того времени исследователи определяют лишь приблизительно: паства Тбилисского епископа находилась в Тбилиси, в ущелье реки Вере и южнее Тбилиси, до реке Кциа; Манглисскому епископу подчинялись проживавшие в селениях ущелий Алгети, Кциа и Триалети; Дманисский епископ окормлял верующих, проживавших в ущельях Машавера, Кциа и Ташири; Болнисский – тех, кто жили в ущельях Поладаури и Шулавери; Агаракский – жителей провинций Гардабани (Хунанское эриставство или гавары Колбопор и Дзорапор в армянских источниках); паства Цуртавского епископа должна была находиться в ущелье реки Дебеда. Цуртавская и Агаракская епархии включали не только грузинскую, но и армянскую паству, часть которой придерживалась монофизитства. В отличие от Шида-Картли церковная география Квемо-Картли вследствие политических и этнокультурных преобразований претерпела существенные изменения.

 



 
PR-CY.ru