КАРТЛИ - Страница 10

Представители царского дома (царица Мариам, царь Вахтанг VI) и тавады (Гиви Амилахвари) активно участвовали в восстановлении храмов. Противодействие тавадов и внешних врагов делало все попытки грузинских царей воссоединить страну тщетными. В XVI в. борьбу с иранскими и турецкими властителями вели цари Кахети Давид X, Луарсаб I, Симеон I. По оценке историка первой половины XVIII в. Бери Эгнаташвили, если бы не сопротивление царя Луарсаба I, смерть которого от полученных в бою ран он считал мученической, «то омусульманилась бы вся Грузия, и если слышится имя её, то благодаря мечу царя Луарсаба». Сын и преемник Луарсаба I Симеон I, по словам митрополита Тбилисского Иосифа (Саакадзе; 1620–1688 гг.), «опоясал Картли мечом»: в течение 50 лет он противостоял персам и туркам. Симеону I принадлежит инициатива заключения антиосманского союза, который вместе с ним подписали царь Кахети Александр II (1574–1605 гг.) и персидский шах Аббас I (1587–1629 гг.), а также привлечение в коалицию западноевропейских держав (царь Симеон I отправил письмо испанскому королю Филиппу II). В 1599 г. царь Симеон I был взят в плен и отправлен в Стамбул. Турки праздновали эту победу в течение трёх дней почти во всех городах империи. В 1600 г. Симеон I скончался в крепости Едикуле. Грузины выкупили его останки и похоронили в кафедральном соборе Светицховели в Мцхете, рядом с отцом. В 1614 г., отвоевав Восточную Грузию у Турции и заключив с ней перемирие, шах Аббас I опустошил Кахети и вторгся в Картли. Царь Картли мученик Луарсаб II, скрывавшийся в Имерети, добровольно явился к шаху, чтобы спасти свою страну от разорения, и был задушен в темнице лучной тетивой. В период столетнего правления в Картли царей-мусульман (с воцарения Ростома в 1632 г.) насаждались персидские политические, социальные и экономические институты, традиции, религия. Первая шиитская мечеть в Картли была возведена в 1522 г. шахом Исмаилом возле Метехского моста в Тбилиси (разрушена в 1950 г., во время строительства нового моста). При царе Ростоме в столице появились ещё две шиитские мечети (не сохранились) – одна во дворце, а другая недалеко от Ганджис-кари (городские ворота, близ современного Ботанического сада). В 1720 гг. турки построили в Тбилиси три суннитские мечети, разрушенные Надир-шахом (1736–1747 гг.). На руинах одной из них была выстроена мечеть (ныне на Ботанической ул.), где сегодня молятся и шииты, и сунниты. Политика омусульманивания Картли вызвала ответную реакцию картлийской интеллектуальной элиты того времени. Царица Мариам (1599/1609 – 1682 гг.), царь Кахети Арчил II (1664–1675 гг.), цари Картли Георгий XI, Вахтанг VI, царевич историк Вахушти Багратиони (1696–1757 гг.), монах Сулхан-Саба (Орбелиани; 1658–1725 гг.), поэт Давид Гурамишвили (1705–1792 гг.) стремились возвысить грузинский язык и сохранить его чистоту, поднять уровень нравственности среди современников. Они создали выдающиеся произведения грузинской художественной и исторической литературы, памятники грузинского законодательства; также занимались восстановлением разрушенных завоевателями церквей и монастырей.

 



 
PR-CY.ru