КАРТЛИ - Страница 8

В сочинении «Обозрение Грузии по части прав и законоведения» царевич Давид даёт более точную юридическую формулировку: «Пребывающие в Грузии армяне разделяются по духовному управлению на две епархии, а именно: на Ахпатскую и Эчмиадзинскую, из коих первая зависит непосредственно от царя (грузинского), а вторая от патриарха Араратского (армянского католикоса), в которой архиерей бывает по поставлению патриарха, а в Ахпатскую избирается царём и для одного только посвящения посылается к патриарху. По чему и наблюдается, чтоб одна епархия не могла иметь никакого влияния ни на управление, ни на имения другой, а тем паче делать каковое-либо притеснение и искательство Эчмиадзинскому архиерею против епископа и духовенства Ахпатского». Армянские монастыри Квемо-Картли находились под покровительством грузинских царей и сановников. В памятнике церковного права XIII в. «Освящение мира» содержатся сведения о том, что царь мученик Арчил I и католикос Картли Михаил II (774–780 гг.) установили иерархический порядок архиереев ГПЦ. Однако историки считают, что документ отражает более позднюю ситуацию. Согласно источнику, «когда коронуют царя, и (он) садится на трон, епископы садятся согласно такому чину: прикажет католикос Картлийский и сядет справа от царя, на троне с сафьяном и подушкой; войдёт Чкондидели и сядет слева от царя, с сафьяном и подушкой; войдёт великий митрополит Сомхитский и сядет ниже католикоса, с сафьяном и подушкой; войдёт архиепископ и сядет ниже митрополита, с сафьяном, без подушки». Таким образом, высшее положение в иерархии ГПЦ занимали архиереи Картли: митрополит Сомхитский и архиепископ Картлийский (Самтаврский). Далее в документе перечислены архиереи Картли, Кахети-Эрети, Тао-Кларджети и Северной Армении. Согласно «Распорядку...», епископы Картли занимали в иерархии следующие места: манглели (Манглисский) – 16-е, цинцкароели (Цинцкаройский) – 17-е, цилкнели (Цилканский) – 19-е, урбнели (Урбнисский) – 21-е, мровели (Руисский) – 22-е, самтавнели (Самтависский) – 23-е, никозели (Никозский) – 24-е, болнели (Болнисский) – 26-е, тбилели (Тбилисский) – 29-е, цалкели (Цалкский) – 30-е, дманели (Дманисский) – 33-е. Всего в источнике перечислены 35 архиереев, включая католикоса. С течением времени грузинская иерархия в связи с возвышением и падением отдельных архиереев, а также с введением различных должностных институтов претерпевала изменения. В конце XVIII в. Самтаврский, Тбилисский, Руисский и Цилканский архиереи имели титул митрополита, Манглисский – архиепископа, Урбнисский, Самтависский и Никозский – епископа.

 



 
PR-CY.ru