КАРТЛИ - Страница 7

Однонефная церковь в Гударехи была построена в правление царицы Русудан (1222–1245 гг.) неким Чичапорис-дзе. Были расширены, перестроены, расписаны почитаемые с древности монастыри Шиомгвиме, Атени Сиони и др., игравшие важную роль не только в духовной, но и в политической жизни Грузии. Сохранившиеся документы свидетельствуют о формировании владений Картлийских (Восточно-грузинских, Мцхетских) католикосов и католикосов-патриархов в Картли. Наиболее ранний из них – «Дарственная грамота католикоса Мелхиседека мцхетскому Светицховели» (1031–1033 гг.). Среди владений, приобретённых в Картли (подразумевается Шида-Картли), католикос Мельхиседек I (1010–1033 гг.) называет монастырь Палаврай (местоположение исследователям неизвестно), Цукити (селение на правом берегу реки Куры, Хашурский муниципалитет), Кинцвиси, Шиндеби (как полагают исследователи, село Шиндиси на реке Большой Лиахви, Горийский муниципалитет), Курбити (село Кулбити на реке Чаребула, близ Цхинвали), Чочети (ныне село Земо-Чочети на реке Тедзами, Каспский муниципалитет), Зеганта (местоположение исследователям неизвестно) и Шиндари (село Шиндара на реке Средний Проне, Корнийский (Знаурский) муниципалитет). Между Картли и Паравани на территории Квемо-Картли упомянуты селения Бердадзор (ныне Бурдадзори), Сакорети и Накалакеви. Согласно «Иммунитетной грамоте» 1392 г., патриаршему кафедральному собору Светицховели в этот период принадлежали в Тбилиси «церковь и господский дом» и монастырь Метехи в Авлабари, среди других сёл в Квемо-Картли – селения Крцаниси, Шиндиси, Цавкиси; на юге, в Ташири, – селения Сабацмида и Кетилдаба; в Лоре – селения Амучи с церковью и вотчиной и Дисарги; в Ахтале – десять дымов армян-халкидонитов с их вотчинами; в Ахталисхеви – селение Вардисубани. В Шида-Картли во владения католикоса входило большинство сёл Хеви (верховье реки Терек, до Джариаха) и Гагмамхари (правобережье реки Куры), а также земли в ущельях рек Арагви, Ксани, Малой и Большой Лиахви, Проне. Крайними северными владениями, согласно «Иммунитетной грамоте», являлись «над Арагви, в Хеви, – селение Гергети, монастырь Святой Троицы и пустынь с её церквами; крест животворной лозы, данный девой Ниной, светоча грузин, и их селения и агараки, и пещеры и подземелья и укрепления; на Арагви крепость Гергетаули...» (ныне близ с. Степанцминда). Эпиграфические данные позволяют исследователям предположить, что владения католикоса-патриарха Восточной Грузии простирались и на Абоци, расположенный в верховьях реки Ахурьян. Светицховели владел землями также в Северной Армении: «Над Мармашени: селение Цкаромравали и Цинубани, селение Пудземарги и селение Мтаварангелози». После присоединения территорий бывшего Ташир-Дзоракетского царства к Грузии (начало XII в.) армянская Ахпатская епархия в Картли постепенно перешла в ведение грузинских монархов. По свидетельству Киракоса Гандзакеци, армянского историка XIII в., «Ахпат в то время был в числе (владений) грузинского царя». Грузинский историк царевич Давид Багратиони (1767–1819 гг.) указывал, что «Ахпатский епископ – государев, и имения его тоже государевы. И не распространяется над ним право католикоса Эчмиадзинского».

 



 
PR-CY.ru