КАРТЛИ - Страница 2

По сведениям грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» («Обращение Картли»), когда св. Нина, священник Иаков (в 360–370 гг. – епископ Картли (Мцхетский)) и эристав прибыли в Цобени, они «призвали горцев… чартальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев, проповедали им веру Христову истинную…, но те не пожелали принять Крещения». Распространение христианства в северных частях Восточной Грузии связано с деятельностью 12 сирийских отцов (VI в.), которые пришли под предводительством Иоанна Зедазнийского из Антиохии и проповедовали в разных регионах Картли и Кахети. Артефакты из Стирфазского и Едисского могильников свидетельствуют о постепенной христианизации горных областей Шида-Картли (верхнее течение реки Лиахви) в V–VII вв. Первые сведения о епархиальном делении Картли появляются в первой половине V в.: в лапидарной надписи храма Урбниси упоминяется епископ Урбнисский «отец Микаел». В Житии Месропа Маштоца, созданном его учеником Корюном в середине V в., сообщается, что епископу Самуилу (исследователи полагают, что имеется в виду епископ Дманисский) была вручена Таширская паства. Корюн был выходцем из Картли и носил сан епископа, но исследователям неизвестно, какой епархии. Во владении Картлийских питиахшей, согласно Мученичеству великомученицы Шушаник Якова Цуртавели (между 476 и 483 гг.), было несколько епархий; среди них – Цуртавская, архипастырь которой назывался также «епископом дома питиахша». В эпиграфических памятниках второй половины V в. упоминаются «первоепископ» Никозский Захария (надпись на церкви Гвтаеба, Земо-Никози) и епископ Болнисский Давид (надписи Болнисского Сиони). При царе св. Вахтанге Горгасали Грузинская православная церковь (ГПЦ) стала автокефальной. Глава Картлийской церкви, носивший до этого титул архиепископа Картлийского, получил титул католикоса. Архиепископом Картлийским стал именоваться епископ Самтаврский. В источниках этого времени также упоминается «епископ царского дома», однако исследователям не совсем ясно, был ли он епископом царского домена (Иван Александрович Джавахишвили, Сергей Несторович Какабадзе) или придворным епископом, который благословлял царскую трапезу (академик протоиерей Корнелий Самсонович Кекелидзе). В 470 гг. царь св. Вахтанг провёл реформу ГПЦ и учредил новые епархии, среди них в Картли – Мцхетскую (Самтаврская), Никозскую (Шида-Картли); Манглисскую, Болнисскую, Агаракскую (Хунанская; Квемо-Картли). Церковная организация быстро развивалась, и уже в начале VI в., по сведениям епископа Сирийской монофизитской церкви Симеона Бет-Аршамского (510–525 гг.), в ГПЦ насчитывалось 33 епископа. 22 епископа, епископ царского дома и католикос, которые присутствовали на первом Двинском соборе (505–506 гг.) и подписались под постановлениями Собора, упоминаются в «Книге посланий», в частности, епископы Картли – Самтаврский, Дманисский, Болнисский, Цуртавский, Тбилисский, Манглисский, Руисский, Самтависский, Цилканский и Хунанский. К концу царствования св. Вахтанга были сформированы все шесть епархий Шида-Картли: Самтаврская, Самтависская, Цилканская, Урбнисская, Руисская и Никозская, которые просуществовали до упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 г.

 



 
PR-CY.ru