КАРАКАЛ, Каракалл - Страница 10

В Карее расположены келлии Успения Пресвятой Богородицы при конаке, Всех святых (где действовала мастерская иконописцев-карпенисиотов; церковь построена в 1681 г. иеромонахом Гавриилом из Карпенисиона), Рождества Пресвятой Богородицы, или Макареев, названная так в честь жившей в ней в конце XVIII – первой половине XIX в. семейной артели художников из Галатисты монаха Макария (1746–1814 гг.) и его племянников монаха Вениамина (ум. в 1834 г.), иеромонахов Захарии (ум. в 1822 г.) и Макария (ум. в 1866 г.). Церковь келлии Макареев расписана этими мастерами в 1819 г. Название келлии Введения Пресвятой Богородицы (или Ставрудадико) связано с изготовлением крестов. В этой келлии Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. В настоящее время от келлии остались развалины. Русская Крестовоздвиженская келлия расположена на холме между Каракалом и келлией великомученика Артемия. Основана в X в., сразу после возникновения монастыря. Первым русским насельником, поселившимся здесь в начале XIX в., был старец Серапион. При нём келлия была провозглашена скитом, но Протат не утвердил этот статус. Келлия была отремонтирована русскими иноками в середине XIX в. В 1896 г. Крестовоздвиженскую келлию возглавил известный иеросхимонах Пантелеимон (Важенко), уроженец Курской губернии. Он прибыл на Афон в 1878 г. и стал учеником старца Хаджи-Георгия. В 1893 г. приобрёл у монастыря Пантократор маленькую полуразвалившуюся келлию Пресвятой Богородицы. В 1896 г. 73-летний монах Евстратий, проживавший в Крестовоздвиженской келлии с шестью престарелыми насельниками, попросил иеросхимонаха Пантелеимона переселиться в эту келлию и стать её старцем. Иеросхимонах Пантелеимон был обязан принять их в число своей братии и содержать до смерти. Каракал должен был получить от русских монахов за келлию 300 турецких лир, но в омологии (договоре) была указана цена в 120 лир. Хотя братство, возглавляемое иеросхимонахом Пантелеимоном, на тот момент состояло из 20 человек, каракальцами была выдана омология (5 июля 1896 г.) только на три лица. Вскоре из корыстолюбивых соображений руководство Каракала разрешило проживание в келлии бóльшему числу насельников: 27 сентября 1897 г. был составлен дополнительный акт, согласно которому кроме трёх лиц, по афонским обычаям приемствующих друг другу, в келлии разрешалось проживание ещё 12 непоименованным инокам и неограниченному числу послушников под видом монастырских работников. За это келлия должна была ежегодно выплачивать Каракалу 25 лир якобы за дрова. Не видя другого выхода, русское братство приняло дополнительный акт и оплатило «дрова». Число насельников быстро увеличивалось и достигло 55 человек. С благословения монастыря они приступили к ремонту и перестройке келлии, вскоре был устроен водопровод с водохранилищем. На всё это было израсходовано около 3 тыс. турецких лир. Мирное сосуществование с монастырём продолжалось всего шесть месяцев. Затем руководство Каракала потребовало вернуть дополнительный акт, т.к. эта омология, выданная на большое число лиц, была нарушением афонского устава и вызвала недовольство Протата и Константинопольской патриархии. Братство отказалось отдать документ на основании того, что договор был оплачен.

 



 
PR-CY.ru