КАРАКАЛ, Каракалл - Страница 23

Исследователям интересно отметить образы местночтимых святых: преподобного Гавриила Иверского (Святогорца; 1839 г., племянник Макария I монах Вениамин Галацианос), при котором была обретена икона Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Иверской). Преподобный изображён со свитком в левой и иконой Богоматери с Младенцем в правой руке. На иконе «Преподобный Онуфрий Египетский и Пётр Афонский» (1838 г., брат монаха Вениамина иеромонах Макарий II Галацианос) представленные рядом анахореты, которые имеют общий день памяти. Это родство по духу и подвигу усиливается благодаря стандартизации художественной манеры, когда фигуры, лики, типологические черты святых почти неотличимы друг от друга. Сохранилось несколько икон с образом преподобномученика Гедеона Каракальского: парный с образом св. Иоанна Предтечи (1844 г., приписывается Макарию II Галацианосу), поясной образ, со свитком в левой и мученическим крестом в правой руке (середина XIX в., приписывается Никифору II Карпенисиоту) и изображение с четырьмя сценами, представляющими исповедание преподобным христианской веры перед пашой, публичное осмеяние, казнь и погребение (1864 г., мастер Никифор II Карпенисиот). Декоративность изображения подчёркнута сочетанием ярких и контрастных цветов – синий фон неба и зелень позёма, яркие розовые и жёлтые оттенки небесных сфер, деталями золотого орнамента, украшающего обрамления сцен, и искусно составленными букетами натурально написанных цветов – роз, красных гвоздик и васильков. Известному иконописцу Макарию II Галацианосу исследователи приписывают четыре храмовые иконы из темплона парекклисиона во имя Благовещения Пресвятой Богородицы: с поясными фигурами Божьей Матери «Одигитрия» и «Христос Пантократор» (обе – 1839 г.), «Святой Иоанн Предтеча» и сценой Благовещения (обе – 1838 г.). Их исполнение отмечено контрастом тёмного, почти чёрного цвета фона (а также притенений в личном письме) с нарочито натуралистической передачей фактуры тканей и драпировок. О знакомстве с европейским искусством первой четверти XIX в., использующим античные мотивы, свидетельствуют подчёркнуто архитектурные формы круглых и прямоугольных медальонов с надписаниями и аббревиатурами имён. То же увлечение живописным иллюзионизмом отразилось в написании драпировок, мягких по форме и переливчатых по фактуре. Натурализм европейской живописи первой половины XIX в. оказал влияние и на иконы, долгое время сохранявшие традиционные композиции. На иконе «Всех святых» (1855 г., мастер Николай из Адрианополя) рай представлен как ограждённый стеной сад, обустроенный на европейский лад, с перспективной аллеей и входом в виде арки на колоннах. Собрание художественных древностей Каракала невелико. Среди тех, что экспонируются на выставках, исследователи отмечают лицевую епитрахиль (XVII в.) с изображениями Богоматери, св. Иоанна Предтечи и святителей (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Спиридона), фигуры которых заключены в многолопастные арки и чередуются с орнаментальными вставками; поручи (около 1634/1635 г.) с традиционным изображением «Благовещение» (под арками – фигуры шагающего архангела Гавриила и сидящей Богоматери с книгой; в оформлении преобладают орнаментальные мотивы – фигуры окружены процветшими ветвями, которые произрастают из широких вазонов и образуют завитки-«медальоны», куда помещены полуфигуры пророков со свитками; пояс, расшитый схематическими изображениями драконов, его серебряные пряжки имеют звёздчатую форму и украшены эмалью (XVIII в.).



 
PR-CY.ru