КАРАКАЛ, Каракалл

КАРАКАЛ, Каракалл – монастырь во имя апостолов Петра и Павла, занимает 11-е место в иерархии афонских обителей. Находится на востоке полуострова Афон (Айон-Орос), между Иверским монастырём и Великой Лаврой. Расположен на покрытом зеленью склоне, на высоте 200 м над уровнем моря, на расстоянии примерно 1,5 км от побережья. Престольные праздники – дни памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), мученика Христофора (9 мая), преподобномученика Гедеона (память в Греческой церкви 30 декабря). По преданию, название монастыря связано с именем римского императора Каракаллы (211–217 гг.). Это представление отразилось в росписи экзонартекса кладбищенского храма (1708 г.), где император изображён как ктитор на северной стене. Поскольку гонитель христиан Каракалла не мог быть основателем монастыря, высказывалось предположение, что император построил оборонительную башню на берегу моря недалеко от Каракала, получившую его имя, которое впоследствии перешло к монастырю. Гипотеза о турецком происхождении названия монастыря от kara kule (чёрная башня) опровергается упоминанием этого топонима ещё в византийских документах. Другие гипотезы связывают название обители с окружающим Каракал густым ореховым лесом (греч. – «хорошие орехи»), либо с городом Каракал в Валахии (в 53 км от Крайовы). Исследователи считают наиболее вероятным, что топоним Каракал происходит от фамильного имени ктитора – Николая из рода Каракалов. По преданию, Николай был современником преподобного Афанасия Афонского. Каракал основан в конце Х – начале ХI вв.; первое упоминание о монастыре, уже имевшем немалые земельные владения, встречается в акте 1018/1019 г., которым прот Никифор устанавливал границы между Каракалом и монастырём Амальфитанцев. В Типиконе Константина IX Мономаха (1045 г.) ничего не говорится о Каракале, однако в хрисовуле императора Романа IV Диогена (1068–1071 гг.) подтверждаются его владения. Этот документ упоминается Никодимом Святогорцем в «Пидалионе», уже тогда текст хрисовула был частично утрачен, до настоящего времени от него сохранилась только императорская печать. В актах Хиландара и Ксиропотама 1076 и 1081 гг. игуменом Каракала назван Феодул, в акте 1086 г. – Михаил, подписавшийся в документе прота Саввы за свой монастырь и за обитель Плака. Об истории Каракала в XII–XIII вв. сохранились лишь отрывочные известия в актах других монастырей, тем не менее, они свидетельствуют, что монашеское житие, несмотря на бедствия и опустошения, в этот период в нём не прекращалось. Около 1105 г. Каракалом управлял игумен Симеон, имевший значительный авторитет на Афоне, судя по тому, что он был послан в числе трёх избранных святогорских игуменов к императору Алексею I Комнину по вопросу о незаконном вторжении на Афон пастухов-влахов; им подписан и документ прота Иоанна Тарханиота в 1108 г. Его дело продолжил в Константинополе игумен Василий, упоминаемый в 1110 г. Под 1142 г. в документах фигурируют имена двух каракальских игуменов: в январе – Варфоломея, а в сентябре – Никифора, хотя исследователи не исключают возможность ошибки, поскольку упомянутые документы сохранились в копиях XVI и XIII вв. Акт 1169 г. об объединении обителей Ксилургу и Фессалоникийца подписан каракальским проэстом монахом Митрофаном.

 



 
PR-CY.ru