КАРЕЯ - Страница 5

В XVII в. в Карее постоянно пребывал ага с небольшим отрядом, направляемый бостанджибаши (начальником стражи султанского дворца) для защиты монахов от разбойничьих набегов и урегулирования отношений обременённой долгами монашеской республики с османскими чиновниками. Карея являлась также ремесленным и торговым центром. Уже из «Типикона» императора Константина IX Мономаха исследователи сделали вывод, что в 1045 г. в Карее велась активная торговля, но неясно, были ли это постоянные лавки или известный с византийского периода и действующий по настящее время еженедельный субботний базар для сбыта монашеских изделий и сельскохозяйственных продуктов. О мастерских и лавках в Кареи документально исследователям известно только с XVII в., тогда же стали возникать магазины, принадлежавшие мирянам. Согласно «Типикону» Константинопольского патриарха Гавриила IV (1783 г.), восстанавливалась должность прота, к которому присоединялись четыре соуправителя – Священная Эпистасия (дословно – надзор или попечительство). Также было ограничено число мирян, имевших магазины в Карее, из-за их «неуместности и вреда, наносимого монашескому сообществу». Однако исследователи сомневаются, что эти санкции были приведены в действие. В 1810 г. был принят новый устав: органом управления монашеским сообществом стал Священный Кинот, органом надзора – Священная Эпистасия, должность прота была упразднена окончательно. Вторая половина XIX в. стала наиболее благоприятным временем для карейского рынка, что исследователи связывают с резким увеличением числа монашествующих (за счёт русских иноков), с приездом значительного количества паломников, мирских мастеров и рабочих. В 1891 г. Священный Кинот закрыл в Карее все лавки мирян и келлиотов. Но необходимость обеспечения жизненных потребностей привела к изданию патриаршего сигиллия 1897 г., разрешавшего открыть в Карее три монастырских магазина, три гостиницы и 46 «промышленных» мастерских, где в случае недостатка кадров могли работать и миряне. Тем не менее, в 1903 г. архимандрит Герасим (Смирнакис) упоминал о 120 (!) торговых лавках и мастерских: портняжных, обувных, часовых, ювелирных, медников, столяров-краснодеревщиков, кондитерских, мешочных, шорников и седельщиков, оружейных, кузнечных, жестянщиков, скорняжных, лудильных, красильщиков – и об аптеке. В этот список не включены иконописные, гравёрные, фотографические и переплётные мастерские, которые, как полагают исследователи, не считались промышленными.

 



 
PR-CY.ru