КАРЕЯ - Страница 2

По мнению Д. Папахрисанфу, подобная гипотеза основывается на ошибочном толковании словосочетания «Кафедра старцев» как «местопребывание именитых монахов», «место собрания совета», «совет старцев», тогда как в действительности оно могло быть обычным обозначением небольшого сельского поселения, превратившегося затем в маленький монастырь, что нередко происходило в Византии. Исследователи полагают, что если и существовал некий орган управления монахами вне Афона, то он достаточно быстро сменился собственно афонским. Первое свидетельство относится к 908 г., когда афонские монахи отправили с ходатайством к императору своего прота Андрея. О монашеском поселении в Карее исследователям известно из Жития Афанасия Афонского. В 958 г. архонт Фессалоники, искавший по приказу императора Никифора II Фоки Афанасия Афонского, обратился к проту Святой Горы как к представителю всех афонских монахов. Прот Стефан понял, что преподобный скрывается под чужим именем, и обещал судье, что Афанасий, за кого бы он себя ни выдавал, примет участие в ближайшем собрании и тогда будет обнаружен; далее поясняется, что собрания «старцев» проходили трижды в год «в лавре, называемой Карейской»: на Рождество Христово, Пасху и Успение Пресвятой Богородицы. Изначально и вплоть до 972 г. все монахи Афона участвовали или, по крайней мере, обладали правом участвовать в собраниях. По Типикону императора Иоанна I Цимисхия собрания должны были проводиться раз в год – 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, число их участников было сокращено. Тем не менее, эта реформа не утвердилась на Афоне, и с начала XI в. возродилась практика созыва трёх собраний в год. Постепенно сформировалась единая структура управления Святой Горой, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов при проте; она просуществовала без значительных изменений до конца византийского периода (см. подробнее в ст. Афон). В середине X в. собрания монахов проходили в церкви Успения Пресвятой Богородицы (храм Протата), в 1153 г. заседания уже переместились в другое помещение. Древнейший храм Протата, как полагают исследователи, возник в конце IX в. Исследователям известно, что между 964 и 969 гг. стратигом Львом Фокой, братом императора Никифора II Фоки, была воздвигнута новая церковь Протата, т.к. прежняя стала мала для монашеских собраний.

 



 
PR-CY.ru