КАРЕЯ - Страница 3

Поскольку Афонский полуостров принадлежал монахам Святой Горы, его земля изначально считалась собственностью всей монашеской общины. Центральная администрация распоряжалась этой землёй согласно определённым правилам, однако каждая отдельная группа монахов воспринимала обрабатываемые ею наделы как свою собственность. С X в. монастыри начали постепенно присваивать территории Афона. Несмотря на отдельные безрезультатные попытки положить конец этой практике, Протату удалось сохранить небольшую часть общественных земель только за счёт обычая, по которому оставленные или разрушенные обители вновь переходили во владение прота. В Карее и её окрестностях находилось множество келлий, одни из которых принадлежали монастырям, другие – Протату. Прот мог принимать некоторые решения самостоятельно, например, поселять монахов в келлиях, принадлежавших Протату. Так, в 959 г. прот Стефан предоставил Афанасию Афонскому келлию в трёх стадиях от Кареи. Тем не менее, подобные решения вступали в силу только с согласия совета старцев, о чём говорится в «Типиконе» преподобного Афанасия. За сдачу келлий монастырям или монахам Протат взимал ежегодный оброк, предназначавшийся для покрытия нужд общей церкви Протата в Кареи. Оброк, в основном, был натуральным (воск, вино, оливковое масло и др.). Позднее помимо его уплаты келлиоты должны были отработать определённое число дней на угодьях прота (например, на сборе винограда или подрезании лозы), но в духовном, административном и экономическом отношении они были достаточно независимы. С XI по XVI вв. в источниках упоминается Карейская лавра, или лавра прота или Карейский монастырь, или Карейский скит, однако по устройству она не имела никакого сходства с древними палестинскими лаврами. Впервые о Карейской лавре говорится в Житии Афанасия Афонского, созданном в первой четверти XI в., в актах – с 1036 г. По мнению Д. Папахрисанфу, карейские келлии стали называть «лаврой» в подражание некоторым крупным монастырям (Великой Лавре, Иверскому, Ватопеду) для повышения статуса Протата. Постепенно в Карее стали возникать келлии, принадлежавшие большим монастырям (например, в 1193 г. – Типикарница Саввы Сербского). Они были устроены для членов этих обителей, прибывавших в Карею на ежегодные собрания и по другим делам. Эти келлии стали прообразами конаков (представительств монастырей). Согласно святогорскому преданию, сторонники Лионской унии (1274 г.) сожгли храм Протата. Прот был повешен, иноки, жившие в карейских келлиях, усечены мечом (память в Греческой церкви 5 декабря). Вскоре после этих событий храм Протата был перестроен и около 1290 г. расписан.

 



 
PR-CY.ru