КАПЕРНАУМ - Страница 6

Благоприятное для экономического развития местоположение Капернаума поддерживало относительное благосостояние многих крестьян и рыбаков, при этом резкой имущественной дифференциации не было. Судя по найденным монетам и предметам, изготовленным за пределами Капернаума, торговля в городе была ориентирована, в основном, на северные районы: Галилею, Сирию, Малую Азию. Рыболовство облагалось большим налогом, некоторые крестьяне должны были уходить со своих мест в поисках работы (Мк. 1:20). Дж. Л. Рид считает, что население Капернаума было более богатым, чем, например, жители Назарета, но в то же время благоприятные условия Капернаума привлекали сюда много нищих, калек, блудниц, о которых упоминается и в евангельских текстах. О существовании в древности церкви в Капернауме исследователям известно из записок паломницы конца IV в. Эгерии, где говорится, что при сооружении этой церкви были сохранены стены первоначального дома апостола Петра. Остатки церкви впервые обнаружены Ч.И. Уилсоном. Он писал: «Вне собственно синагоги, но связанными с ней мы нашли остатки более поздней постройки, предположительно принадлежащие выстроенной в Капернауме церкви, о которой говорит Епифаний и которую в 600 г. по Р. Х. также описал Антоний как базилику, включающую в себя дом Петра». Францисканский священник Г. Орфали, производивший раскопки Капернаума в 1921–1926 гг. в 30 м южнее синагоги, раскрыл большую часть восьмиугольного здания с мозаичным полом, которое он сначала принял за баптистерий. Впоследствии, в результате раскопок В.К. Корбо и С. Лоффреды, было открыто три основных уровня застройки этого места. Первый уровень образовывали бытовые постройки позднего эллинистического периода (I в. до н.э.), среди них было идентифицировано здание (5,8х6,45 м), почитавшееся в первые века христианства как дом апостола Петра. Он состоял из нескольких комнат, расположенных вокруг просторного внутреннего дворика (весь архитектурный комплекс принято называть «insula sacra» – «священный квартал»). Дом построен из местного чёрного базальта, имел несколько небольших комнат, два внутренних двора и большую комнату (12 кв. м). При возведении он ничем не отличался от окружавших его построек. Археологические данные свидетельствуют, что большая комната этого дома ещё в середине I в. н.э. стала использоваться только для общественных собраний; это помещение выделялось среди других наличием полов из утрамбованной белой извести, датируемых I в. В это время здесь исчезла бытовая керамика, найдены только обломки больших сосудов, которые использовались для хранения чего-либо, остатки масляных светильников. Стены комнаты были покрыты цветной штукатуркой, на ней обнаружены многочисленные граффити (наиболее ранние III в.). Изменения коснулись только центральной комнаты, которая была превращена в молитвенное помещение (domus ecclesia). Вопрос о принадлежности иудеохристианам отдельных надписей, обнаруженных в помещении, как это утверждал специалист по эпиграфике Э. Теста, вызвал научную дискуссию и, судя по всему, не нашёл окончательного решения. Э. Теста привёл следующую статистику: 151 надпись сделана на греческом языке, 13 – на сирийском, девять – на арамейском и две – на латыни, что, по мнению исследователя, свидетельствует о существовании иудеохристианского паломнического движения из Палестины и из других мест.

 



 
PR-CY.ru