КАПЕРНАУМ

КАПЕРНАУМ – древнее поселение в Галилее, главное место земного служения Иисуса Христа в этом регионе, упоминаемое четырьмя евангелистами. Находился на северо-западном берегу Галилейского моря (Тивериадского озера), недалеко от впадения в него реки Иордан. В настоящее время Капернаум – крупный центр христианского паломничества. В греческих манускриптах исследователи встречают два написания: Кафарнаум (некоторые ранние рукописи Нового Завета) и Капернаум. Звучание греческого наименования позволяет исследователям достаточно убедительно восстановить семитское название этого поселения – Кфар-Нахум, причём вариант Кафарнаум более точно отражает звучание семитского топонима. Соответствующая консонантная запись зафиксирована в мидраше Когелет Рабба 1:25, которую исследователи датируют предположительно VIII–IX вв. н.э. Название этого поселения традиционно связывается с пророком Наумом (евр. Нахум), могила которого, по преданию, находилась в Капернауме. Если это верно, то Кфар-Нахум значит «деревня (пророка) Наума». В комментарии Оригена на Евангелие от Иоанна предлагается несколько иное толкование – «деревня (поле) утешения». Иероним Стридонский также в целом следует этому толкованию («ager vel villa consolationis» – «деревня или поместье утешения»). В толкованиях Оригена и Иеронима Стридонского отражено значение древнееврейского глагольного корня «утешать», от которого образовано имя ветхозаветного пророка с предположительным значением «утешитель» или «утешительный». Cогласно Дж. А. Смиту, христианская традиция, восходящая к VI в., связывает Капернаум с местом, которое арабы называют Телль-Хум, т.е. «холм Хум». В еврейских сочинениях XVI в. «Йихус ха-авот» и «Йихус ха-цадиким» сообщается, что в селении Танхум, как полагают исследователи, тождественном Телль-Хум, находилась могила раввина Танхума, а также (в «Йихус ха-цадиким») могила пророка Наума. По мнению исследователей, арабское название Телль-Хум сохранило в искажённом виде еврейское название этого места, связанное с находившейся там могилой Танхума. Согласно евангелистам, Капернаум располагался на небольшом расстоянии от Вифсаиды и Хоразина. Евангелист Матфей сообщает, что Капернаум лежал «в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф. 4:13). Из Ветхого Завета исследователям известно, что после раздела обетованной земли между израильтянами колено Неффалима поселилось на северо-западном берегу озера (Нав. 19:32–39), однако Капернаум в этом рассказе не упоминается. Капернаум и его окрестности стали центром проповеди Иисуса Христа в Галилее. В Капернауме Иисус поселился после Его отвержения в Назарете (Мф. 4:13; Капернаум назван Его городом – Мф. 9:1; ср.: Мк. 2:1). Именно из Капернаума началась Его проповедь о Царстве Божьем (Мф. 4:17), здесь Он совершил многие чудеса (Мф. 8:5–22; 9:1–34; Мк. 1:21–34; Лк. 7:1–10), и сюда Он возвращался после многочисленных путешествий. В Капернауме Христос призвал пять из двенадцати апостолов – Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея (Мф. 4:18–22; 9:9); Христос много раз останавливался в доме апостола Петра (Мк. 2:1; 3:20). В Евангелиях упоминается ещё три дома в Капернауме, где Христос был во время Своего мессианского служения в Галилее: в доме Левия (Матфея) Алфеева Он возлежал со Своими учениками и с «многими мытарями и грешниками» (Мк. 2:14–17); упоминаются также дом начальника синагоги Иаира (Мк. 5:35–43) и дом римского сотника (Мф. 8:14–15; Лк. 7:1–10).

 



 
PR-CY.ru