КАПЕРНАУМ - Страница 14

Наиболее оригинальным по своему декору исследователи считают антаблемент в интерьере, который мог украшать главные колоннады зала и южную стену над вимой с нишей Торы, обраьзуя замкнутый прямоугольник. Его нижняя часть (эпистиль) представляла собой традиционный трёхуступчатый профиль (фасции). Центральная часть (фриз) была украшена аканфовыми медальонами, внутри них помещались изображения различных розетт, вазонов, звезды Давида, звезды Соломона и т.д. Фриз, на котором сохранились изображения пятиколонного ионического фасада с кессонированной дверью на колеснице (Ковчег завета), менора с пятью ветвями и розеттой, а также карниз с двумя орлами, обращёнными спинами друг к другу, и козерогом (морской козёл; по мнению исследователей, часть полного зодиакального цикла изображений) располагались, судя по всему, на южной стене, в средоточии всего декора интерьера. Капители для полуколонок, украшенные аналогичными мотивами, были включены в ряд этого фриза на равном друг от друга расстоянии. Они могли служить капителями для полуколонок по южной стене и базами для колонок верхних галерей (тем более что базы для них не были найдены). Данная реконструкция представляется исследователям более логичной по сравнению с общепринятой реконструкцией Э.Л. Сукеника, т.к. расположение самых важных символических и декоративных изображений на втором ярусе едва ли было возможно. К вопросу о датировке данного антаблемента и всего здания исследователи отмечают остроконечный характер аканфа, по пластике он напоминает изображения подобных же мотивов на византийских мозаиках в храмах Иордании (V–VI вв.). Повторяющиеся в декоре изображения орлов, львов, вазонов, которые каждый раз включаются в новые композиции, образуют сложные символические оси внутри постройки и составляют хорошо продуманную программу. Они связывают убранство экстерьера и интерьера в единое целое. Скульптурному декору антаблементов синагоги Капернаума и его сравнению с позднеримской сирийской архитектурой посвящено исследование Й. Турнхайма. Он показал особенности декоративных принципов в синагоге: сокращение, упрощение и изменение пропорций и конструкций по отношению к архитектуре классического периода. Р. Амир в исследовании о стиле скульптурного декора синагоги допускает участие в работе трёх групп мастеров: первая группа выполнила декор перемычек главного фасада, вторая работала над украшением фризов в экстерьере и интерьере, а третья – над перемычками атриума (особенный дизайн, основанный на трёхчастном делении полей; аналогии исследователи нашли в восьми других синагогах). Это различие между скульптурными деталями исследователи объясняют ещё и хронологическим разрывом: перемычки фасада являются сполиями, фризы экстерьера и интерьера специально изготовлены в византийский период, перемычки атриума появились при последней реставрации синагоги, вероятно после землетрясения 749 г. Старое кладбище римского периода находится на северной стороне Капернаума, приблизительно в 200 м от синагоги. Мавзолей, частично известный уже исследователям XIX в., был полностью раскопан в 1976–1977 гг. Он состоит из двух дополняющих друг друга частей: из наземного памятника (нефеш) и подземного захоронения (гипогей). Оба построены из тщательно отполированных каменных блоков: известняковых в случае нефеша и базальтовых для гипогея. Если открытая часть памятника сохранилась очень плохо (только фундамент), то гипогей сохранился почти полностью. Центральная погребальная камера, находящаяся над нефешем, с трёх сторон окружена коридором. Вход в гипогей был с восточной стороны, в северо-западном углу. Коридор и центральная погребальная камера имеют арочные крыши. Три белых известняковых саркофага было найдено в западном коридоре, ещё два – в основной погребальной камере. Кроме того, восемь локусов для оссуариев были расположены вдоль внешних стен коридоров и центральной камеры. Гробница была разграблена в древности. Она построена, как полагают исследователи, в I–II вв. н.э.



 
PR-CY.ru