ЙОГА - Страница 6

Среди этих текстов исследователи выделяют трактат неопределённого времени «Панчакрама-тантра», в котором в соответствии с названием выстраивается иерархия пяти ступеней совершенства: очищение тела, речи и ума и обретение «алмазной природы»; состояние, которого йогин достигает в конце, характеризуется как «устранение» в его сознании всех различий «профанного мира» (согласно установкам тантризма): к врагу он относится как к себе самому, мать для него – проститутка, а проститутка – мать и т.д. Эти пассажи трактовались не просто как умозрительный опыт, но как практическое наставление. Буддизм преимущественно лишь приспосабливал к своим задачам результаты работы магистральной индуистской традиции индийской йоги. Школьную систематизацию йогической теории и йогической практики оказалось возможным осуществить благодаря появлению в IV–V вв. «Йога-сутр» Патанджали (то же имя носили и другие исторические лица, один из которых был великим грамматистом, другой – учителем ранней санкхьи). Вначале надо было отделить йогу от санкхьи при сохранении общих философских основоположений и при желании акцентировать некоторые собственные. Признаки дистанцирования начали обнаруживаться значительно раньше, но потребность в формальной автономии удалось удовлетворить лишь через полтысячелетия. Ответ на вопрос, почему для этого понадобилось столь продолжительное время, соответствует уже второму стимулу к составлению сутр йоги – потребности хотя бы в частичном преодолении «неразрешимого плюрализма» в йоге, который обусловливался и самым широким плюрализмом в санкхье, и собственными расхождениями теоретиков йогической практики. То, что только в сутрах мы имеем дело с канонизацией знаменитой «восьмичленной йоги», исследователи никак не могут считать случайным: функционировали и другие модели схематизации «членов йоги» (речь идёт об иерархизации уровней йогического праксиса), которые надо было «нейтрализовать» для унификации традиции. Наконец, составитель сутр йоги ставил перед собой задачу обеспечить свою традицию философскими положениями, обращёнными и против конкурентной идеалистической системы буддийской йоги – йогачары. Именно систематизация последней в текстах Асанги и Васубандху была одним из решающих стимулов для йогинов-индуистов к тому, чтобы предложить альтернативу «узурпаторам», о чём и свидетельствует последний, четвёртый раздел сутр, посвящённый в значительной мере полемике с ними (чему никак не противоречит объективный факт заимствований и в сутрах йоги, и ещё больше в нормативном комментарии к ним из того же буддизма). Текст Патанджали состоял из четырёх разделов. В первом разделе йога определяется как «преодоление колебаний сознания», результатом чего должно быть «установление в себе» духовного начала – пуруши: до этого последний принимает формы этих «колебаний». Далее следуют классификация указанных «колебаний», стратегия их преодоления и приближения к концентрации сознания, одним из средств которого является почитание божества – Ишвары (который трактуется как пуруша, наделённый специфическими характеристиками), анализ препятствий на пути к «успокоению сознания», описание достижения «стабильности» сознания.

 



 
PR-CY.ru