ЙОГА - Страница 5

В текстах «Палийского канона» четыре ступени медитации Арады Каламы очень широко обсуждаются. А в знаменитом абхидхармическом трактате «Дхаммасангнани» (около III в. до н.э.) четыре нормативные ступени медитации характеризуются так: «практикующий», с мыслями, свободными от мирских привязанностей, сосредоточивается на том или ином предмете учения и пребывает в одиночестве в блаженстве и покое; возвысившись над рассуждением, испытывает состояние одного покоя; достигается состояние равнодушия и прекращения желаний; прекращаются все состояния – как удовлетворения, так и неудовлетворения, и сохраняется только «чистая память». Из текстов «ортодоксальной» буддийской школы тхеравада выделяется трактат «Вимуттимагга» («Путь к освобождению») Упатиссы (III в.), где классифицируется 38 предметов для медитации йогина. К ним относятся десять символических объектов, десять «отвратительных» аспектов человеческого тела, десять объектов воспоминания-внимания (Будда, учение, община, добродетель, щедрость, божества, смерть, тело, дыхание и умиротворение), четыре «безграничных состояния» (дружелюбие, сострадание, симпатия, равнодушие), четыре материальных элемента (нечистота пищи, область ничто, область за пределами сознания и несознания). Подробно эти объекты наряду с четырьмя ступенями медитации обсуждаются в главе 7, где указывается и на те дхармы, которые и являются препятствиями йогической медитации и устраняются ею (чувственные влечения, злоба, сонливость, сожаления, растерянность и т.д.). Современник Упатиссы, ведущий автор школы бахушрутиев Хариварман, в трактате «Таттвасиддхи» различает помимо объектов и ступеней медитации уровни концентрации сознания, которые он делит на: концентрацию без мудрости; концентрацию с мирской мудростью; «благородную правильную концентрацию» – когда, сосредоточившись на дхарме, непосредственно постигают третью «благородную истину» Будды о прекращении страдания. Асанга, основатель йочагары – школьной традиции буддийской йоги, в основополагающем тексте «Йогачарабхуми» (IV в.) обсуждал, как ученик должен искать учителя, и как учитель должен принимать будущего ученика, а также как и где полагается сидеть медитирующему и сосредоточиваться; «концентрация-видение» разъясняется через шесть размышлений, начиная с осмысления значений терминов, в которых описывается объект медитации. Тхеравадин Буддадатта (V в.) в трактате «Абхидхммаватара» уделяет внимание причинам неудач неопытных йогинов. Значительное место во всех трёх основных направлениях буддизма (тхеравада, махаяна, ваджраяна) занимают две медитативные практики: «интеллектуальная сосредоточенность на первоосновах буддийского учения с целью их “интериоризации”» и «опустошение ума до слияния его с выбранным объектом созерцания ради достижения полного “успокоения”». Однако описание йоги и предписания по её освоению в буддийской литературе ваджраяны имели особенности. В одних текстах, например, в «Тарасадхане», целью являются магический ритуал и обретение оккультных способностей (что в раннем буддизме не поощрялось), а йога – средством; в других, например, в памятниках жанра «Ануттарайога-тантры», их соотношение обратное.

 



 
PR-CY.ru