ЙОГА - Страница 4

Но это была лишь одна из многих учительских линий санкхья-йоги наряду с линией «старца Парашары», Панчашикхи и др., за иными из которых скрываются анонимные пока для исследователей учительские традиции под заведомо легендарными именами (например, Бхригу), засвидетельствованные в «Мокшадхарме», которую исследователи в определённом смысле готовы обозначить как антологию традиций санкхья-йоги. При всех локальных спецификах учительских линий йоги в традициях санкхья-йоги они были едины в различении подготовительных стадий йогического тренинга (начиная с поведенческих упражнений и продолжая культивированием определённых положений тела, дыхательных упражнений, направленных на сосредоточение ума и «победу над чувствами») и «внутренней йоги», прежде всего, медитативной практики, трактуемой как «высшая сила» и завершаемой в «конечной концентрации» сознания (самадхи). Однако исследователи отмечают, что йогическая практика не во всех случаях в эпоху раннего индуизма примыкала к санкхье. Это они подтверждают тем, что в некоторых эпических пассажах вербализуются и заметные расхождения между санкхьей и йогой, в соответствии с которыми йогины в оппозиции санкхьяикам исходят из существования божества Ишвары, без которого «освобождение» невозможно; считают, что нужно довольствоваться, скорее, своими «интуициями», чем сформулированной системой взглядов. Согласно «Мокшадхарме», йогину свойственно достигать сверхприродных состояний, прежде всего, особых «видений», состояний божеств, умножать собственные «я», блуждать по земле в разных образах. Хотя тому, кто устремлён к истинной цели – «освобождению», не рекомендуется увлекаться такими состояниями и даже следует их «превосходить» и игнорировать; очевидно, речь идёт об универсальном «духовном методе», не привязанном к определённой «теории». Пассажи «Бхагавадгиты» свидетельствуют о том, что психотехника йоги адаптировалась различными индуистскими течениями, в том числе и ранним кришнаизмом, для «обеспечения» культа Бхагавата. Например, «образцовый йогин», по словам Кришны, обитающий в уединённых местах, дисциплинирующий свои мысли, направляющий ум (манас) на выбранный объект, устремляющий взгляд на кончик носа, соблюдающий обеты, должен растворить свою мысль в Кришне и достичь нирваны, в нём пребывая. Йогическая практика использовалась во многих системах мировоззрений и культов индуизма и за его пределами. Основатель буддизма отверг представления своих учителей Арады Каламы и Удраки Рамапутры о том, что разработанные ими ступени медитации сами собой ведут к «освобождению», но полностью принял их как формы, которые могут быть использованы для достижения этой цели при условии наполнения их содержанием его учения о всеобщности страдания, об отсутствии перманентных начал в мире и отсутствии «я». Более того, сама медитация (дхьяна) и её результат в виде конечной концентрации сознания (самадхи) вошли в качестве двух последних «шагов» в его «восьмеричный путь», а большинство изображений Будды в странах буддийского ареала представляет его медитирующим в позе лотоса.

 



 
PR-CY.ru