ИЛАРИОН, Алфеев Григорий Валериевич - Страница 7

Иларион считает недопустимой ревизию богослужебных текстов: «Православное богослужение тем и драгоценно, что оно даёт чёткий критерий богословской истины, и именно богословие надо всегда сверять с богослужением, а не богослужение корректировать под те или иные богословские посылки. Lex credendi вырастает из lex orandi, и догматы являются богооткровенными именно потому, что родились в опыте молитвы, были открыты Церкви через богослужение. Поэтому если в понимании какого-то догмата усматривается расхождение между, с одной стороны, тем или иным богословским авторитетом, а с другой – богослужебными текстами, я склонен, – пишет Иларион, – отдавать предпочтение последним. И если учебник догматического богословия содержит взгляды, отличные от содержащегося в богослужебных текстах, то исправлять надо не эти тексты, а тот учебник». Тем менее, допустимым, с точки зрения Илариона, является исправление богослужебных текстов в угоду нормам «политической корректности», приближение их к современным стандартам. В 2008–2009 гг. вышли в свет первые два тома объёмного исследования Илариона под общим названием «Православие». Первый том посвящён истории, каноническому устройству и вероучению православной церкви. Во втором томе речь идёт о православном богослужении, таинствах и обрядах, храмовой архитектуре, иконописи, церковном пении. По словам Илариона, «основная идея данного труда заключается в том, чтобы представить православное христианство как цельную богословскую, литургическую и мировоззренческую систему. В этой системе все элементы взаимосвязаны: богословие основано на литургическом опыте, из литургии и богословия вытекают основные характеристики церковного искусства, включая икону, пение, храмовую архитектуру. Богословие и богослужение влияют на аскетическую практику, на личное благочестие каждого отдельного христианина. Они влияют на формирование нравственного и социального учения Церкви, на её позицию по отношению к другим христианским конфессиям, к иным религиям, к секулярному миру». В предисловии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Автор книги не понаслышке знаком с богатством богословского и литургического предания Православной Церкви. Получив разностороннее образование, епископ Иларион стал автором многочисленных монографий и статей на богословские и церковно-исторические темы, переводов с древних языков, духовно-музыкальных произведений. Многолетнее служение Матери Церкви, богатый опыт творческой деятельности и широкий кругозор позволяют ему представить Предание Православной Церкви во всём его многообразии». В 2006 г. Иларион после длительного перерыва вернулся к активной композиторской деятельности.

 



 
PR-CY.ru