ИЛАРИОН, Алфеев Григорий Валериевич - Страница 5

Автор подробно повествует о жизни святителя, рассматривает основные темы его богословских трудов: учение о Боге, о Троице, о Христе, о Святом Духе, о творении и человеке, о грехопадении и обожении, о молитве и боговидении. В предисловии митрополит Сурожский Антоний (Блум) писал: «По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека… Книга о. Илариона с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся видение им Истины… Я надеюсь, что многие оценят вклад, сделанный о. Иларионом в наше понимание путей православного богословия через писания Святого Григория Богослова». При изучении отцов церкви Иларион считает необходимым использовать «контекстуальный метод», который «предполагает принятие в качестве исходного пункта того факта, что отцы Церкви жили и творили в различных церковных, богословских, культурных, исторических, временных и языковых контекстах». Патристическая традиция, по его мнению, «не является единым полем, которое все отцы возделывали вместе»: она «многополярна и включает в себя различные временные, лингвистические и культурные пласты». Поэтому «богословие каждого отца Церкви должно изучаться с максимально возможным приближением к той исторической, богословской, культурной и языковой обстановке, в которой он жил». Кроме того, «не следует прилагать к творчеству того или иного патристического автора критерии, относящиеся к совершенно иному контексту». Центральное место в богословском творчестве Илариона занимает тема Священного Предания как совокупности духовного, богословского и литургического опыта церкви, передающегося из поколения в поколение посредством устных и письменных источников. Исследуя природу взаимоотношений между церковным Преданием и личным духовным (мистическим) опытом христианина на примере Симеона Нового Богослова, Иларион приходит к выводу, что «краеугольным камнем Предания является не что иное, как личный мистический опыт христианина – опыт непосредственной связи между Богом и человеческой личностью». Предание «не может быть подлинно православным, если в его основе не лежит опыт встречи с Богом «лицом к лицу». Те, кто пытаются противопоставить формальную и рационалистическую «традицию» церковного большинства вдохновенному «мистицизму» отдельных энтузиастов, впадают в заблуждение, не понимая самой сути Предания. Такие люди, вне зависимости от их сана или положения в Церкви… стремятся всеми доступными им средствами сохранить и оградить то, что они считают «традиционным», на самом же деле они способствуют искажению и извращению подлинной Традиции».

 



 
PR-CY.ru