ИЛАРИОН, Алфеев Григорий Валериевич - Страница 6

По словам Илариона, «если Традиция лишится своей мистической и пророческой сердцевины, она рискует превратиться в узкий «традиционализм», имеющий мало общего с подлинно христианским Преданием, вдохновенным и мистичным». Аналогичный вывод сделан относительно природы мистицизма внутри христианской церкви: «Подлинный мистицизм невозможен вне контекста Предания. Истинный мистик – не тот, кто ставит свой собственный опыт выше церковного Предания, но тот, чей опыт находится в согласии с опытом Церкви в целом и её лучших представителей в частности… В каждую эпоху христианской истории появляются – вернее, даруются Церкви – великие мистики, которые вместе с собственным опытом передают унаследованное ими многовековое Предание своим современникам, а также и последующим поколениям верующих. Так сохраняется и продолжается непрерывная золотая цепь христианской святости». В своём литературном творчестве Иларион обращается к малоизученным темам, таким как афонские имяславские споры, истории и проблематике которых он посвятил фундаментальное исследование. По его мнению, эти споры «являются одним из витков никогда не умолкающей внутри Православной Церкви полемики о природе церковного Предания». По убеждению Илариона, «все основные догматические споры, имевшие место внутри восточного Православия, вращались вокруг темы Предания, будь то спор об именах Божиих между Каппадокийцами и Евномием в IV в., спор о почитании икон в VIII–IX вв., паламитские споры XIV в. Речь всегда шла об осмыслении церковного опыта, о наиболее правильном, православном его выражении. При этом защитниками Предания считали себя обе стороны в споре: и та и другая апеллировали к Библии, к авторитету св. отцов, к церковной практике. В конечном счёте, однако, оказывалось, что лишь одна сторона защищает истинное и исконное Предание Церкви, тогда как другая экспонирует некий искажённый или извращённый его вариант». Перу Илариона принадлежит первая в отечественной науке монография, посвящённая теме сошествия Христа во ад («Христос – Победитель ада». 2001 г.). Эту тему он рассматривает на материале Священного Писания, творений восточных и западных отцов церкви, литургических текстов. Иларион придаёт особое значение богослужебным текстам православной церкви в качестве источника богословского знания. По его словам, «богослужебные тексты обладают для православного христианина неоспоримым богословским и учительным авторитетом. По своей догматической безупречности они следуют сразу же за Священным Писанием. Будучи не просто творениями выдающихся богословов и поэтов, но частью молитвенного опыта людей, достигших святости и обожения, богослужебные тексты по своему богословскому авторитету стоят… даже выше творений отцов Церкви. Ибо не всё в творениях отцов имеет равную ценность и не всё получило общецерковное признание. Богослужебные тексты, напротив, признаны всей Церковью в качестве «правила веры», ибо в течение многих веков читались и пелись повсеместно в православных храмах: всё ошибочное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недоразумению или недосмотру, было отсеяно самим церковным Преданием; осталось лишь чистое и безупречное богословие, облечённое в поэтические формы церковных гимнов».

 



 
PR-CY.ru