ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 11

Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77х50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако, как отмечают исследователи, срез фигуры Богоматери здесь выше, а Её силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы «ΜΡ ΘΥ». На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания» об истории образа и о чудесах от Иверской иконы: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и её сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Как отмечают исследователи, состав и иконография клейм близки к подобным циклам в росписи нартекса церкви Пресвятой Богородицы Портаитиссы в Иверском монастыре на Афоне (1774 г.) и на местной иконе из болгарского Роженского монастыря (последняя четверть XVIII в.), но состав клейм на иконе из Новодевичьего монастыря менее полный и представляет, по существу, лишь чудо её морского путешествия и явление инокам Иверской обители. Близость к иконографии средника Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать, по мнению исследователей, об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с Иверской иконой для Валдайского Иверского монастыря в середине XVII в. К этому же времени исследователи относят и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с восемью золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес от Иверской иконы. Икона с клеймами «Сказаний» о чудотворных иконах Божьей Матери характерна именно для русской культуры позднего Средневековья (XVI–XVII вв.). Как полагают исследователи, если верно, что список Иверской иконы для царевны Софии был сделан на Афоне, то, вероятно, сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об Иверской иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика. Икона Евдокии Алексеевны, как полагают исследователи, первоначально находившаяся в киоте в её дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5х22,4 см) и также украшена русской работы серебряным золочёным окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад исследователи датируют 1660 гг. Они отмечают, что подобные небольшие иконы были распространены на Балканах, например, средник триптиха первой половины XVII в. (Музей Бенаки, Афины, высота 28,5 см) или икона второй половины XVII в. из собрания Егора Егоровича Егорова (Исторический музей; 44х35,5 см). По мнению исследователей, в стиле этих икон заметно влияние традиции критской школы живописи. Привезённые в Россию в середине XVII в. афонские списки Иверской иконы оказали влияние на распространение её русских списков.

 



 
PR-CY.ru