ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 15

Живописную манеру Кирилла Уланова в сравнении с письмом Иверской иконы Георгия Зиновьева отличают большая плотность и высветленность освещённых участков личного письма и более контрастные сопоставления с теневыми тёмно-оливково-коричневыми участками. В изображении одежд художник использовал обильную разделку графично трактованных складок золотым ассистом. Как полагают исследователи, в конце XVII в. была исполнена большая местная икона (музеи Московского Кремля; 144х105 см) из церкви Черниговских чудотворцев, находившейся у Тайницких ворот Московского Кремля. После 1770 г. её разобрали, мощи святых Михаила Черниговского и боярина его Феодора 21 ноября 1774 г. торжественно перенесли в Архангельский собор, Иверскую икону из бывшей церкви Черниговских чудотворцев поместили в диаконник Архангельского собора, где вплоть до начала XX в. она находилась в одноярусном резном позолоченном иконостасе (в настоящее время в Успенском соборе). Иверская икона была украшена медной посеребренной ризой с двумя медными чеканными золочёными венцами, сделанной в 1833 г. на средства старосты собора Фёдора Старшина и Гавриила Блохина и вызолоченной в 1839 г. В 1808 г. икону реставрировали, в настоящее время она со многими утратами находится под записями и почерневшей олифой. Пробные расчистки на левых руках Богоматери и Христа, а также на фоне в правом верхнем углу, сделанные в 2007–2008 гг. Л.И. Гущиной, позволяют судить об иконографии и о времени создания образа. Этот список воспроизводит только средник афонской Иверской иконы Ямвлиха, как и икона Кирилла Уланова, но в его верхних углах помещаются два круглых медальона с изображениями ангелов. Судя по силуэту фигуры Богоматери, плавно расширяющемуся книзу, но оставляющему свободное пространство светло-голубого фона, икона, по мнению исследователей, и по иконографии близка к иконе Кирилла Уланова (сохранность иконы не позволяет им провести более детальный анализ). Икона также написана на доске без ковчега, с узкими оливковыми полями. Ещё одна Иверская икона (1688 г.) была обнаружена в 1984 г. в муромском Благовещенском соборе, на ней есть авторская подпись: «Писал сей образ Пресвятые Богородицы Иверская москвитин изограф Иван Дмитриев сын Попов». Образы в среднике имеют шитые облачения и металлические венцы, на полях размещены полуфигурные и ростовые изображения святых более позднего времени. Ряд Иверских икон известен по документам Оружейной палаты. Так, в 1670 г. Симоном Ушаковым была исполнена для царя Алексея Михайловича Иверская икона, в том же году был сделан обратный перевод иконы, вошедший в состав Сийского иконописного подлинника, а в 1671/1672 г. он написал Иверскую икону для местного ряда Спасо-Преображенского собора Нижнего Новгорода. Этой иконой благословили митрополита Филарета при поставлении на Нижегородскую кафедру, о чём свидетельствует надпись на медной дощечке: «7180 года писал сей образ на Москве государев иконописец пимин Федоров по прозванию Симон Ушаков в великий Нижний Новгород по обещанию в соборную церковь Боголепнаго Преображения Господня при первоначальнике великом господине преосвященнейшем Филарете, митрополите нижегородском и алаторском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол». Спиридон Григорьев в челобитной царю от 3 декабря 1675 г. о принятии его в жалованные иконописцы Оружейной палаты упоминает две принесённые им в Оружейную палату иконы Богородицы – Корсунскую и Иверскую.

 



 
PR-CY.ru