ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 12

Иверская икона (Московская) в Иверской часовне у Воскресенских ворот – список принесённой афонской иконы, чтимая московская святыня. С 1669 г. находилась в часовне. Сведения о времени написания иконы и имя иконописца не сохранились. Была изъята из закрытой в 1929 г. и позже уничтоженной часовни, документальные сведения о передаче иконы исследователям неизвестны. На этой иконе в отличие от принесённых с Афона списков 1648 и 1655 гг. нет изображений в среднике полуфигур архангелов в кругах, а на полях – полуфигур апостолов. На фоне по сторонам нимбов воспроизводятся греческие надписи (как на афонской иконе 1648 г.), на цветных живописных плакетках – надпись творёным золотом. Монограмма Богоматери заключена в густо-розовые медальоны. Иконография изображений в среднике Богоматери и Христа точно повторяет афонский список Иверской иконы. Получившие распространение в России с конца XVII в., в XVIII–XIX вв. списки Иверской иконы чаще воспроизводят не афонскую икону, а часовенный образ, чем исследователи объясняют отсутствие на иконах, восходящих к Московской Иверской иконе, изображений архангелов и апостолов. По дореволюционным иллюстрированным изданиям, посвящённым Иверской иконе из Иверской часовни, исследователям трудно судить о точной дате её написания, т.к. икона воспроизводилась в богатейшей жемчужной ризе с драгоценными камнями. Сохранилась уменьшенная копия, написанная известным московским иконописцем и реставратором Василием Павловичем Гурьяновым, выходцем из Мстёры, с часовенной иконы в 1898 г. (частное собрание, Москва). В «Московском листке» и «Московских ведомостях» за 1898 г. сообщалось, что для написания нескольких списков-копий (для города Луцка и др.) с чудотворного образа в часовне снимали драгоценную ризу. Копия В.П. Гурьянова содержит надпись по нижнему полю: «Сия святая икона, в меньшем размере точная копия Чудотворного образа Иверскай Божией Матери, находящейся в Москве в часовне Ея имени, что у Воскресенских ворот. Копировал Василий Гурьянов. 1898 года». Этому списку в точности соответствует большого размера (143,8х107 см; липовая доска с ковчегом) Иверская икона, поступившая в Третьяковскую галерею в 1933 г. без указания происхождения (икона атрибутирована Надеждой Евгеньевной Мнёвой как произведение мастера Оружейной палаты последней четверти XVII в.). Подтверждением подлинности иконы из Третьяковской галереи как святыни Иверской часовни исследователи считают характерные утраты в нижней части живописной поверхности, а также металлический полоз внизу для помещения иконы в специальную карету, перевозившую её на молебны, и следы накладок для колец по торцам для продевания полотенец при поднятии иконы (о них упоминает Иван Сергеевич Шмелёв в книге «Лето Господне»). Другим подтверждением атрибуции иконы из Третьяковской галереи исследователи считают фотографию часовенной иконы, сделанной в 1929 г. и принадлежавшей архимандриту Серафиму (Суторихину; ум. в 1979 г.), с удостоверяющей надписью. С 2002 г. в реставрационной мастерской Третьяковской галереи Антониной Ивановной Собаршовой ведётся реставрация иконы. Многочисленные утраты в её нижней части были залиты воском (способ церковной реставрации), живопись неоднократно поновлялась, что свидетельствует об активном использовании иконы в богослужебной практике.

 



 
PR-CY.ru