ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 17

Этим обстоятельством Элка Бакалова объясняет создание иконы (последняя четверть XVIII в.), привезённой из Иверского монастыря на его подворье – Роженский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы близ Мелника. О почитании этой иконы (или о частичном воспроизведении оригинала) свидетельствуют исполненные в металле венцы, очелье мафория и руки Богоматери и Младенца. По сторонам средника, где помещён образ Богоматери с Младенцем, расположены десять клейм, иллюстрирующих тот вариант «Сказания об Иверской иконе», где повествуется о благочестивой вдове, об эпохе иконоборчества, о прибытии иконы по морю в Иверский монастырь, о явлениях Богоматери монаху Гавриилу и о почитании Иверской иконы в монастыре. В живописи Балкан цикл представлен также росписями 1774 г. в нартексе парекклисиона церкви Пресвятой Богородицы Портаитиссы в Иверском монастыре. По составу сюжетов и их иконографии, прежде всего, первых шести сцен, росписи чрезвычайно близки к иконе из Роженского монастыря. По мнению исследователей, это родство объясняется не только тесными контактами Иверского монастыря с его подворьем, но и тем, что, согласно надписи на иконе, её автор – монах Иаков Ивирит. К иконе из Роженского монастыря восходит икона XIX в. из Трявны (музей в Велико-Тырнове), которая проще по художественному исполнению, однако интересна тем, что помимо сюжетов «Сказания» имеет в нижней части воспроизведение панорамного вида афонского Иверского монастыря, как полагают исследователи, взятого с гравюры. За живописной традицией, в основном, следуют и гравюры XVIII–XIX вв. Чудо обретения Иверской иконы Гавриилом, с крестным ходом идущим к морю из врат монастыря, помещается также на гравюрах, изображающих Иверский монастырь или панораму Афона. К болгарским примерам Иверской иконы со «Сказанием» исследователи относят литографию XIX в. из монастыря в Арбанаси. Под названием «Монреальская» (празднование 11 ноября) прославилась чудотворная мироточивая Иверская икона, список афонского первообраза, созданный в 1981 г. монахом Хризостомом в греческой келлии в честь Рождества Христова на Афоне. Осенью 1982 г. православный паломник, испанец по происхождению Иосиф Муньос Кортес (1948–1997 гг.), сбившись с пути, остановился в скиту на ночлег. Там он увидел икону и просил продать её, предложив все имевшиеся у него деньги, но получил отказ. После горячих молитв на литургии Иосиф покинул скит, но был остановлен настоятелем игуменом Климентом, который вручил ему икону со словами, что Матери Божьей угодно отпустить с ним Свой образ в мир. В афонском Иверском монастыре Иосиф приложил икону к древнему чудотворному первообразу. После возвращения в Монреаль (Канада) 3 ноября 1982 г. Иосиф поместил икону в домашний иконостас рядом с частицами мощей Киево-Печерских святых и иконой-фотографией (по другой версии, частицей мощей) великой княгини Елизаветы Фёдоровны и ежедневно читал перед ней акафист. Спустя три недели, 24 ноября, Иосиф проснулся от сильного благоухания, а на другой день обнаружил его источник – из руки Пресвятой Богородицы истекало миро. Вскоре мироточивая икона была освидетельствована архиепископом Виталием (Устиновым; впоследствии митрополит, бывший Первоиерарх РПЦЗ). С тех пор образ постоянно мироточил, за исключением дней Cтрастной седмицы Великого поста. Миро обильно истекало, главным образом, из рук Богородицы и Младенца Христа, тогда как оборотная сторона иконы оставалась сухой.

 



 
PR-CY.ru