ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 14

В 1676–1677 гг. для иконостаса собора Спаса Нерукотворного (Верхоспасского) Большого Кремлёвского дворца (в настоящее время находится в трапезной собора) жалованным иконописцем Оружейной палаты Георгием Зиновьевым и костромичом Сергеем Рожковым была выполнена местная Иверская икона, о чём сообщается в надписи на её нижнем поле: «Писал сий образ Богородичен Георгий Зиновьев, архангелов же и апостолов писал Сергей Костромин». Икона является одной из наиболее точных копий афонского списка 1648 г. Иверской иконы работы Ямвлиха, к которой близка по пропорциям и размеру доски (135х83 см), положению и абрису фигур в среднике, рисунку складок и распределению цвета на одеждах Богоматери и Христа, наличию полуфигур 12 апостолов на полях. В углах средника также помещаются круглые медальоны с полуфигурами ангелов в облаках, и надписи на фоне расположены в точном соответствии с образцом (однако в греческих надписях русский живописец, по мнению исследователей, допустил ряд неточностей). Полуфигуры апостолов на узких полях заключены не в картуши, а в прямоугольные клейма с чередующимися розовыми и светло-зелёными фонами. Одно из отличий иконы от её списка, по мнению исследователей, состоит в манере её исполнения. Так, Иверская икона Ямвлиха написана более жёстко и графически определённо, с повышенной орнаментальностью, особенно в разделке фона. В живописном стиле списка, характерном для царских изографов, видна попытка передать «живоподобие» в личном письме, со смягчёнными округлыми формами, с плавными переходами от освещённых участков к теневым, вследствие чего даже рана на лике Богоматери выявлена меньше, чем на афонской иконе. Отсутствие золотого фона (фон средника голубой, полей – тёмно-зелёный) говорит исследователям о намерении поместить икону под оклад. Об этом свидетельствует и надпись на нижнем поле. Оклад, выполненный, как полагают исследователи, одновременно с иконой, серебряный, золочёный, гладкий, с чеканными надписями в картушах, повторяющими живописные, отсутствует лишь надпись. Оклад покрывает только фоны, венцы в среднике и на полях гладкие, с чеканными розетками. Икона вставлена в деревянную резную позолоченную раму. Кириллом Улановым в составе икон для нового иконостаса (1698–1699 гг.) верхнего, Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля была написана местная Иверская икона (музеи Московского Кремля). В её правом нижнем углу видна подпись: «ЗСЗ (1699 г.) году писалъ Кирилл Уланов». Заказ мог исходить от царской семьи, а именно от царицы Прасковьи, вдовы царя Ивана V Алексеевича, на что указывает выделение образа великомученицы Параскевы среди соимённых царской семье святых на другой местной иконе из того же иконостаса – «Богоматерь на престоле, со святыми». Эта икона отличается от иконы работы Ямвлиха меньшим размером (128,5х90 см) и иконографией. На ней воспроизведён только средник почитаемого греческого образца, однако в отличие от него русский иконописец свободно расположил полуфигуру Богоматери в светло-голубом пространстве фона, на котором из надписей помещены лишь золотые монограммы Богоматери и Христа, нет и изображений ангелов в медальонах. В остальном детали иконографии повторяются точно, изменён только цвет гиматия Христа – розовый с золотой разделкой творёным золотом вместо охристого, и усилена драгоценная орнаментальная отделка одежд Богоматери: драгоценных кайм и зарукавий, золотых звёздочек на хитоне и чепце. Нимбы золотые. Доска без ковчега, с узкими тёмно-оливковыми полями и чёрной опушью по краю.

 



 
PR-CY.ru