ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ Александр Михайлович - Страница 2

Отстаивал идею о необходимости университетского образования для церковного историка. Поддерживал необходимость расширения богословского образования в университетах и создания в них богословских факультетов. Выступал против идеи «наложить внешний благочестиво-нравственный колорит на науку, на искусство и все другие проявления общественной жизни». Считал, что, если богословским кафедрам придать служебное значение, это подорвёт интерес к ним общества. Предлагал учредить в университетах вместо одного три богословские кафедры. Выступал за предоставление историко-филологическому факультету права выдвигать кандидатов для замещения церковно-исторической кафедры и присуждать учёные степени по церковной истории, подобно тому как юридическому факультету было дано право давать учёные степени по церковному законоведению. А.М. Иванцов-Платонов был известен как крупный публицист, автор статей по богословским, церковно-историческим, литературным, общественным вопросам. Литературную деятельность начал ещё во время учёбы в Московской духовной академии в славянофильском журнале «Русская беседа». Опубликованное там семестровое сочинение А.М. Иванцова-Платонова «О положительном и отрицательном направлении в русской литературе» (1858 г.) положило начало его сближению с кружком славянофилов на почве общего интереса к религиозным вопросам. С 1860 гг. печатался в изданиях Ивана Сергеевича Аксакова: газетах «День», «Русь» и т.д. По просьбе И.С. Аксакова написал серию статей о необходимости реформ церковного управления, опубликованных в 1882 г. в газете «Русь». В 1898 г. они вышли отдельным изданием по инициативе Чебоксарского епископа Антония (Храповицкого), высоко ценившего А.М. Иванцова-Платонова. Автор предлагал восстановить патриаршество, возобновить практику созыва Соборов, ввести в церковное управление не только белое духовенство, но и мирян. К концу обучения в Московской духовной академии относится знакомство А.М. Иванцова-Платонова с протоиереем Николаем Александровичем Сергиевским, который пригласил его к сотрудничеству в журнале «Православное обозрение». С основания издания в 1860 г. А.М. Иванцов-Платонов играл в нём ключевую роль, официально был соредактором журнала в 1869–1873 гг. Статьи А.М. Иванцова-Платонова, как правило, выходили без подписи, иногда под псевдонимом А. Троицкий; ему принадлежало большинство статей «от редакции». Всего А.М. Иванцов-Платонов опубликовал в «Православном обозрении» около 60 статей, изложив программу издания и собственные взгляды, в том числе на задачи духовных журналов. Развивая в обществе интерес к вопросам религии, а в духовенстве – к общественным вопросам, стремился «отыскивать в сознании и настроении общества такие точки, которые можно бы было привести в какое-нибудь соотношение к религиозному вопросу, и, отправляясь от этих точек, раскрывать перед читателями более или менее широкий круг религиозных идей, и таким образом постепенно расширять, прояснять, укреплять, углублять и приводить в соответствие с нормою православных требований религиозное сознание общества». Считал обязательным говорить с обществом на доступном ему языке, чтобы иметь на него влияние. Знакомил читателей с современными проблемами богословской науки, помещал рецензии на труды Александра Матвеевича Бухарева, Памфила Даниловича Юркевича (который благодаря рецензии был приглашён в Московский университет), Петра Васильевича Знаменского и др.

 



 
PR-CY.ru