ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ Александр Михайлович - Страница 5

Он разделял мнение о единстве науки и религии в поисках истины, доказывал законность, неотъемлемость и даже желательность субъективизма в исторических исследованиях, полагая, что историк не может полностью отрешиться от своих воззрений, симпатий и личного отношения к исследуемому предмету; считал, что «история сама есть жизнь... Личное, живое отношение к делу… и даёт представлению исторических фактов тот свет, тот смысл, ту жизнь, без которых самые материалы исторической науки так бы и остались грудой мёртвых материалов, ничего не говорящих обломков некогда процветавшей, развивавшей своё разумное значение жизни». При этом А.М. Иванцов-Платонов выступал против субъективизма преднамеренного, ограничением которому служат безусловная «искренность и добросовестность» в стремлении к истине. Глубоко преданный науке, он стремился возвысить её моральный авторитет и нравственное влияние, полагая, что «в интересах веры… оказывается не только не полезным, но положительно вредным стеснять и ограничивать свободу науки, или заставлять её хитрить, лицемерить, являться робкою и пристрастною…» С этой точки зрения он отмечал «страх» и «робость» перед наукой «старого» направления в богословии. А.М. Иванцов-Платонов говорил: «У христианства и у науки одна цель – истина». По его мнению, критика имела чрезвычайно большое значение в развитии христианского богословия, христианская церковь с самого начала пользовалась ею как лучшим средством защиты истины и её очищения от примеси лжи. Христианская наука «не должна уступать науке неверующей ни в прямоте, искренности и свободе мысли, ни в глубине исследования, ни в широте воззрений, а должна превосходить её всеми этими качествами; тогда только она одержит нравственный перевес над наукою неверующей». По мнению А.М. Иванцова-Платонова, одной из приоритетных задач времени было развитие исторического метода в богословии. Он состоял членом целого ряда научных и благотворительных обществ, церковных братств. С момента основания Общества любителей духовного просвещения (1863 г.) состоял его членом, с 1893 г. – почётным членом, завещал обществу свою библиотеку. Был почётным членом Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, членом совета Православного миссионерского общества, епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского московского братства. Стал членом-учредителем Московского исторического общества, первое публичное заседание которого 5 марта 1895 г. было посвящено памяти А.М. Иванцова-Платонова. Был известен как организатор широкой благотворительной деятельности. Состоял почётным членом Славянского благотворительного комитета. Входил в совет братства Николая Чудотворца в память цесаревича Николая Александровича, предлагал создать при нём специальный комитет для сбора информации о местах службы и обучения, пригодных для детей духовенства, и комитет по делу вспомоществования детям духовенства, обучающимся в светских учебных заведениях и выходящим в светское звание; призывал учредить для них стипендии, открыть общежития и проч. Стал одним из инициаторов создания и деятельных участников братства Сергия Радонежского при Московской духовной академии для оказания помощи бедным воспитанникам. Основал при братстве специальное отделение для вспомоществования бывшим студентам Московской духовной академии, их вдовам и сиротам, привлёк щедрые пожертвования на это дело и жертвовал свои издания.

 



 
PR-CY.ru