ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ Александр Михайлович - Страница 6

В журнале «Детская помощь» поместил несколько статей об организации благотворительной помощи, предлагая восстановить церковную благотворительную десятину. Публиковались сборники проповедей А.М. Иванцова-Платонова. Он был духовником протопресвитера Н.А. Сергиевского, И.С. и А.О. Аксаковых, княгини Натальи Владимировны Долгоруковой и многих других. Награждён орденом св. Владимира третьей степени и некоторыми другими орденами, в том числе иностранными. Погребён 16 ноября 1894 г. на Даниловском кладбище. Заупокойную литургию совершил ректор Московской духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий) в сослужении ректора Московской духовной семинарии архимандрита Климента (Верниковского; впоследствии епископ Винницкий). Николай Никанорович Глубоковский в работе «Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии» (Варшава, 1928 г.) выделяет значительную роль А.М. Иванцова-Платонова в переходе от обличительного к сравнительному богословию, т.е. от рассмотрения «в их теперешней законченности и статической неподвижности» к историческому обзору западных церквей с историей и разбором их исповеданий. Этому посвящены сочинения А.М. Иванцова-Платонова «О западных вероисповеданиях», «О римском католицизме и его отношениях к православию: Очерк истории, вероучения, богослужения, внутреннего устройства Римско-католической Церкви и её отношений к православному Востоку» (в двух частях). В первой части сочинения «О римском католицизме...» автор представляет «Очерк истории разделения Церквей». С первых веков христианской истории мир христианства разделялся на две части: Восточную и Западную; по составу населения, языку, нравам и проч. Восточная часть называлась преимущественно греческой, Западная – латинской. При всём их единстве между Восточной и Западной церквами не было такой близости, общности интересов, частых сношений, какие были между восточными церквами отдельно и западными церквами отдельно. Деятельности Восточной церкви был присущ догматический характер: здесь раскрывались начала христианской веры и жизни; здесь были великие учители. Западная церковь имела твёрдость в сохранении Предания, внешнего порядка, отличалась духом единомыслия и церковного послушания. Оттого задачи и направления церковной деятельности на Востоке и Западе были различными. Известные представители Западной церкви обладали богатыми практическими способностями: это были политики и администраторы, умевшие держать церковный порядок. А.М. Иванцов-Платонов полагал, что Западная церковь после отделения от Восточной не имела высокопросвещённых учителей и такого богословского образования (даже в Средние века), какое сохранялось в Греческой церкви, поэтому, «ставши на путь самостоятельного богословствования и устройства церковного, не могла твёрдо и правильно держаться на этом пути». Отступления от древнего православия (нововведения в учении веры, обрядах, иерархическом устройстве, придание этим нововведениям равного значения с догматами и правилами Вселенской церкви) привели к образованию в Западной церкви «особенной системы вероучения и церковного устройства...»

 



 
PR-CY.ru