ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ Александр Михайлович - Страница 8

А.М. Иванцов-Платонов рассматривает сочинения, написанные против ересей авторами II–III вв., Иринеем Лионским («Обличение и опровержение лжеименного знания»), Ипполитом Римским («Философумены» (или «Лабиринт»), «Малый лабиринт», гомилия против Ноэта), Тертуллианом («Пять книг против Маркиона»), Климентом Александрийским (в «Строматах»), Оригеном («Против Цельса») и др. В заключение он переходит к ересеологическим сочинениям авторов IV–V вв. Евсевия Кесарийского (главы «Церковной истории»), Епифания Кипрского («Панарий»), Феодорита Кирского («Краткий обзор еретических басней»), Августина Блаженного («Книга о ересях») и др. – авторов, которые ещё имели личное соприкосновение с древними ересями или хотя и заимствовали сведения из второстепенных писаний II–III вв., но писаний утраченных. Работа «Религиозные движения на христианском Востоке в IV и V вв.» была написана А.М. Иванцовым-Платоновым как «критико-исторические замечания» на диссертационное сочинение А.П. Лебедева «Вселенские соборы IV и V вв.: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской». В начале работы, отмечая, что никогда в христианском мире, за исключением борьбы между католичеством и протестантством, не было таких религиозных споров, какие происходили в Восточной церкви в IV–V вв., А.М. Иванцов-Платонов изложил свой взгляд на их появление. Вопросы тринитарного богословия и христологии были очень важными и «касались существенных оснований христианства», но они, отмечал А.М. Иванцов-Платонов, поднимались и во II, и в III вв. Арианская, несторианская и монофизитская ереси «были значительны и опасны», но они представляли новую фазу возникших ранее сектантских направлений, причём еретические учения первых веков имели целые системы религиозных воззрений, противоречивших христианству, а не искажение отдельных догматов. Причины столь бурных волнений в церкви в IV–V вв., по мнению А.М. Иванцова-Платонова, нужно искать не только в существе предметов, вызвавших спор, но и в «особенностях среды, в многоразличных влияниях, среди которых происходили эти споры». Одной из причин он называет религиозный интерес, желание возможно полнее раскрыть христианскую истину: «Та эпоха была, несомненно, эпоха по преимуществу религиозная... Вера христианская, за которую христианство уже целые века боролось с язычеством, за которую оно пожертвовало жизнью сотней тысяч своих исповедников, естественно была для христиан в то время самым высшим, самым дорогим интересом». Но там, где в каком-либо направлении складывается «умственное и жизненное настроение», там непременно обнаруживаются разнообразия, разделения, споры. На развитие споров оказывали влияние и частные, личные причины: различия в образовании, в богословской подготовке, в способностях. А.М. Иванцов-Платонов указывает как на причины на различия в условиях жизни – национальной, политической. Особенное значение приобрели религиозные споры при новых отношениях, какие установились в Римской империи между государством и церковью со времён императора Константина I Великого. Кроме того, в III в. христианское богословские учения о Святой Троице, о личности Христа Искупителя ещё не были достаточно чётко раскрыты. Собственно богословская наука стала развиваться с IV в., а «в христианской науке возможны самые разнообразные направления; и чем шире и свободнее развивается христианская наука, тем более может обнаруживаться в ней эта разность направлений, на общей однако ж для всех, – отмечает А.М. Иванцов-Платонов, – почве православно-христианского верования».

 



 
PR-CY.ru