ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - Страница 3

Другими возможными самоназваниями членов ИПЦ были такие выражения, как «нищие» (Рим. 15:26; Гал. 2:10; ср.: Мф. 5:3; 6:19–21, 24–33; 19:21; Лк. 4:18; 6:20; 7:22), «святые» (Рим. 15:26; 2 Кор. 8:4; 9:1, 12; Деян. 9:13, 32:41; 26:10), «церковь Божия» или «церковь Господа» (1 Фес. 2:14; 1 Кор. 15:9; Гал. 1:13; Флп. 3:6; Деян. 20:28; Мф. 16:18). Однако все эти варианты использовались не только в иерусалимской, но и в других христианских общинах. Наименование «христиане», появившееся изначально в Антиохии (Деян. 11:26), вероятно, также очень рано стало использоваться и по отношению к членам других общин, в том числе, возможно, и по отношению к членам ИПЦ (ср.: Деян. 26:28). Ряд учёных полагают, что исключительно к членам ИПЦ относилось наименование «назореи/назареи», а также употреблялось понятие «назорейская ересь». Это выражение не противостоит понятию «ортодоксия», но обозначает течение, подобное греческим философским школам, т.е. один из допустимых вариантов богословия или практики в рамках межзаветного иудаизма (Иосиф Флавий называет «ересями» учения фарисеев, саддукеев и ессеев). Как именование христиан оно впервые использовано в Деян. 24:5, 14 и сохранялось в Средние века за христианами, жившими в семито- и ираноязычных регионах; во II–V вв. также была известна иудеохристианская секта назореев, о преемственности которой по отношению к ИПЦ спорят. Церковная традиция вслед за евангелистом Лукой связывает образование ИПЦ с явлениями Воскресшего Спасителя в Иерусалиме и Его наставлением ученикам не покидать Святой град, ожидая начала эсхатологических событий (Лк. 24:36–53; Деян. 1:4, 8, 12). Однако другие евангелисты говорят о явлениях Христа в соответствии с Его пророчеством в Галилее (Мф. 28:16; Мк. 16:7). В Евангелии от Иоанна хотя и описывается явление Христа ученикам в Иерусалиме (Ин. 20:11–29), но затем повествование переносится в Галилею (Ин. 21). Также обращает на себя внимание исследователей тот факт, что в греко-римской традиции христиане долгое время (начиная с Эпиктета во II в. и заканчивая императором Юлианом Отступником в IV в.) были известны под именем «галилеяне». Согласно «Книге деяния апостолов», управление ИПЦ изначально осуществлялось группой из Двенадцати (Деян. 2:42–43; 4:33, 35, 37; 5:1, 18, 29, 40; 6:6; 8:1, 14; 9:27; 11:1), среди которых особо выделялись апостол Пётр, чаще всего выступавший от лица всей церкви (Деян. 1:15; 5:1–11, 15, 29), а также Иаков и Иоанн Зеведеевы. По словам автора «Деяний», даже во время гонений эти апостолы оставались в Иерусалиме (Деян. 8:1). Кроме того, особую роль в общине играли «братья Господни», и прежде всего, Иаков Праведный. В западной традиции, которая следует за Иеронимом Стридонским, Иаков считается принадлежащим к Двенадцати, поскольку отождествляется с апостолом Иаковом Алфеевым, тогда как восточная традиция относит его к числу апостолов от Семидесяти либо ставит отдельно от апостолов. По словам апостола Павла, во главе ИПЦ стояли «столпы» Иаков, Пётр и Иоанн (Гал. 2:9). Вероятно, за этим образом кроется представление о христианской общине как об эсхатологическом храме (ср.: Притч. 9:1); в кумранских текстах лидеры общины также называются «основаниями» и «столпами». После убийства в 44 г. апостола Иакова Зеведеева (Деян. 12:1–2) Иаков, брат Господень, становится главой ИПЦ (поэтому в более поздней традиции именуется первым епископом Иерусалима). Вокруг него формируется совет из «пресвитеров» (Деян. 11:30; 15:2, 4, 6, 22, 23; 16:4; 21:18; ср.: Иак. 5:14), которых нельзя полностью отождествлять со священным чином последующей эпохи.

 



 
PR-CY.ru