ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - Страница 9

Оставаясь главой кесарийской школы около 20 лет, Ориген совершал поездки в Александрию, Афины, к святым местам Палестины, собирал материал для работы над толкованиями Ветхого Завета. Он активно участвовал в жизни церкви: занимался миссионерством среди бедуинов в Аравии, вёл полемику с группами еретиков и присутствовал на двух Соборах в Бостре Аравийской. Обладая огромным влиянием на культуру христиан своей эпохи, Ориген, по-видимому, не стремился навязывать собеседникам и ученикам собственные взгляды как заранее определённую истину, но старался, в основном, способствовать их обучению и интеллектуальному росту. Возможно, в силу этого его взгляды не определили вероучения Палестинской и Александрийской церквей и, несмотря на многие спорные положения в его трудах, не породили заметных еретических движений среди его современников, а подверглись церковному осуждению лишь спустя столетия после его смерти. Среди его учеников в Кесарии были Кесарийские епископы Феоктист (около 216–257 гг.) и Домн (около 257–259 гг.), святитель Григорий (Феодор), принявший крещение в Кесарии и ставший впоследствии епископом Неокесарии Понтийской (ум. около 270 г.), и его брат Афинодор. В переписке с Оригеном состоял учёный Юлий Африкан (около 160 – около 240 гг.), первый христианский хронист, уроженец Палестины, живший и работавший при императорском дворе в Риме. В конце 240 гг. лекции Оригена слушал философ-неоплатоник Порфирий (232/233 – 305/306 гг.), позднее резко его критиковавший. В Кесарии главным продолжателем дела Оригена был пресвитер Памфил (240–309 гг.) из Берита, возглавивший школу после смерти учителя и собравший здесь одну из лучших библиотек Римской империи. В 280 гг. учеником Памфила стал Евсевий, впоследствии епископ Кесарийский. До начала гонения императора Деция (249–251 гг.) в 250 г. общины Палестины почти не страдали от преследований римских властей. Тем не менее, в 250 г. широкомасштабные гонения на христиан были в ряде других провинций и в Палестине. В это время в Кесарии был казнён Иерусалимский епископ Александр, долгие годы возглавлявший общину Элии после Наркисса, Ориген был брошен в тюрьму и перенёс пытки, исповедуя христианскую веру. После гибели Деция и отмены преследований Оригена освободили, но здоровье его было подорвано, и в 253 (или 254) г. он умер. Ещё одна волна преследований прокатилась по Палестине в 258 г., при императоре Валериане (254–260 гг.); известно о мученической смерти Александра, Малха и Приска (память в Западной церкви 28 марта). Последующие полвека были для общин Палестины относительно спокойными. В это время политическая власть в Римской империи существенно ослабла, и христиане (так же как и большинство жителей различных провинций) не испытывали давления государства. Христианские общины укреплялись. Наиболее многочисленными они были по-прежнему в Кесарии и Элии, но к началу IV в. христиане присутствовали уже во многих городах. Богословская школа в Кесарии во главе с пресвитером Памфилом продолжала процветать. Однако с восстановлением централизованной римской власти при императоре Диоклетиане (284–305 гг.) над христианами нависла новая угроза. В 303 г. Диоклетиан издал несколько эдиктов против христиан, согласно которым исповедание веры каралось смертью. Новое гонение продолжалось с перерывами около восьми лет и по масштабам превзошло все предыдущие; наиболее пострадала Церковь Палестины. Благодаря трудам Евсевия Кесарийского «Церковная история» и «О палестинских мучениках» известны многочисленные подробности преследований. Христиане разыскивались чиновниками и солдатами, большинство задержанных доставлялось в Кесарию, где тысячи арестантов содержались в тюрьмах, ожидая суда наместника Флавиана. Почти все казни проводились в Кесарии.

 



 
PR-CY.ru