ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - Страница 4

По мнению исследователей, пресвитеры были старейшинами, поскольку в результате смены поколений внутри общины наряду с группой тех, кто раньше обратились ко Христу и обладали большим опытом духовной жизни, появились и более молодые участники. Подобная модель управления постепенно упрочилась и в других церквах, так что наименование Иакова Праведного «епископом» исследователи считают допустимым, если учитывать и дохристианские аналоги этого служения (в том числе в кумранских текстах). Кроме того, в ИПЦ существовали служения «пророков» (Деян. 15:32) и семь диаконов (Деян. 6:3–6). Сохранилась ли группа из семи диаконов после казни одного из них (Стефана) и последовавшей за этим первой волны гонений или исчезла, исследователям неизвестно. Во всяком случае, отождествлять этих диаконов со священным чином последующей христианской традиции они считают не вполне правомерным. В книге «Деяний» приводятся значительные цифры роста численности ИПЦ (около 3 тыс. новокрещёных в Деян. 2:41; около 5 тыс. уверовавших в Деян. 4:4; несколько тысяч «ревнителей закона» в ИПЦ в Деян. 21:20), достоверность которых долгое время оспаривалась. Однако если принять во внимание, что только постоянное население Иерусалима в ту эпоху могло составлять до 120 тыс. человек, цифры становятся вполне реальными. Состав общины отличался весьма многообразной социальной стратификацией. Помимо галилейских рыбаков в неё входили бывшие домовладельцы (Деян. 4:36–37; 5:1) средней руки, т.е. имевшие слуг (Деян. 12:12–17), священники Иерусалимского храма (Деян. 6:7), левиты (Деян. 4:36), а также множество женщин (Деян. 1:14; 5:14; 6:1; 8:3; 22:4). Вероятно, с первых дней существования церкви в христианство обращались целыми семьями (ср. «крещения домов» в книге «Деяния святых апостолов»). Хотя одним из наименований состава ИПЦ могло быть определение «нищие», по свидетельству автора книги, «не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 4:34). В этническом отношении ИПЦ также не была единой. Выделялись две большие группы – «евреи» и «эллинисты» (Деян. 6:1). В настоящее время общепризнано, что это различие относится, прежде всего, к языку, т.е. указывает на семито- и грекоязычных христиан общины. Рассказ о Пятидесятнице в книге «Деяний» показывает, что в общине было множество паломников-евреев из диаспоры. Упоминаются и бывшие язычники (например, Николай Антиохиец). Согласно книге «Деяний», члены ИПЦ имели общее имущество и жили как одна большая семья (Деян. 2:44; 4:32). Желавшие присоединиться к церкви продавали свои земли, а вырученные деньги приносили апостолам (Деян. 2:44–45; 4:32 – 5:11). На эти средства, а также за счёт пожертвований, которые присылали христианские общины диаспоры (Деян. 11:29–30; 12:25), устраивались ежедневные раздачи необходимого для жизни (Деян. 6:1). Хотя большинство учёных оценивают эти сведения как пример социальной утопии, идея обобществления имущества и её практическое воплощение были известны в античном мире. Например, широкое хождение имели такие пословицы, как «У друзей всё общее» или «Друзья – одна душа». Вероятно, под влиянием эллинистической культуры в Палестине ещё в дохристианскую эпоху идеал братской жизни нашёл воплощение в практике кумранитов. Церковная жизнь иерусалимских христиан строилась вокруг Иерусалимского храма. Они участвовали в храмовых молитвах (Деян. 3:1; 22:17; ср.: Деян. 2:42, 46–47; Лк. 24:53), жертвоприношениях и обрядах очищения (Деян. 21:15–26), проповедовали (Деян. 5:20–21, 42). При этом держались обособленно от других иудеев, регулярно собираясь в притворе (портике) храма Соломона (Деян. 3:11; 5:12–13).

 



 
PR-CY.ru