ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - Страница 6

Во-первых, в заповеди Спасителя (Мф. 24:15–18; Мк. 13:14–16; Лк. 21:20–22) о Пелле ничего не сказано (хотя в других подобных случаях в Евангелиях говорится о конкретных местах – об Иерусалиме, о Галилее и т.п.), и в последующую эпоху этот город не стал центром христианства. Кроме того, Пелла была эллинизированным городом, который входил в состав Десятиградия, так что весьма сомнительно, чтобы христиане, продолжавшие соблюдать закон Моисеев, бежали именно туда. Пелла была разорена восставшими иудеями, римляне же перекрыли все пути выхода из Иерусалима, так что либо бегство произошло ещё до начала осады, либо христианам удалось бежать, но не в Пеллу. Единственным, хотя и косвенным свидетельством в пользу этой традиции может служить то обстоятельство, что, согласно Епифанию Кипрскому, в среде христиан, бежавших в Пеллу, появилась ересь назореев, которые и в IV в. жили в той местности. Прочие же христиане, возможно, вернулись в Иерусалим после окончания войны (70 г.). По крайней мере, об этом говорится в «Анналах» Александрийского патриарха Евтихия II (933–940 гг.). По свидетельству Аристона из Пеллы, которое приводит Евсевий, до времени императора Адриана (117–138 гг.) было известно 15 Иерусалимских епископов. Их список есть у святителя Епифания, но вместо 11-го Иуста у него стоит имя Иуда. Аристон отмечает, что даты служения этих епископов точно не известны. Более того, нельзя быть уверенными (несмотря на утверждение Кирилла Иерусалимского), что эти лица последовательно сменяли друг друга во главе общины (некоторые из них могли быть пресвитерами). Егесипп приводит рассказ о втором епископе Симеоне – сыне Клеопы и двоюродном брате Иисуса Христа, а также о внуках Иуды, брата Господня, возглавлявших общину в правление императора Домициана. На том основании, что Егесипп упоминает о принадлежности лидеров иерусалимских христиан к потомкам царя Давида, возникла теория, что власть в ИПЦ в эту эпоху переходила от одного родственника Христа по плоти к другому. Во время второго иудейского восстания (132–135 гг.) ИПЦ была разгромлена иудеями. По словам раннехристианского мученика и апологета Иустина Философа (около 100 –165 гг.), Бар-Кохба приказал пытать христиан и заставлял их отрекаться от Христа. В XIX в. стали появляться критические реконструкции раннехристианской истории, в которых ИПЦ постепенно стала терять значение «матери всех Церквей». Если церковная традиция всегда исходила из прямого преемства от первых учеников Христа к ИПЦ и к последующей христианской традиции, то, например, в новой тюбингенской школе была разработана теория, согласно которой христианство изначально существовало в двух основных формах – языческо-христианской («паулинизм») и иудеохристианской («петринизм»); из их синтеза во II в. появилось «кафолическое» христианство. В первой половине XX в. сформировалось представление о многообразии раннего христианства, которое развивалось в нескольких независимых центрах параллельно (например, Ханс Лицманн (1875–1942 гг.) противопоставлял ИПЦ «галилейскому» христианству). После публикации работы Вильгельма Бауэра (1822–1875 гг.) стала популярной теория, согласно которой раннее христианство представляло собой ряд довольно сильно отличавшихся друг от друга учений, среди которых «прото-ортодоксия» занимала отнюдь не доминирующее положение. Поэтому учение и практика первоначальной ИПЦ стали реконструироваться с учётом свидетельств христианских ересеологов об иудеохристианских сектах II–V вв., прежде всего, о назореях и об эбионитах (об этом писал ещё Альберт Швеглер (1819–1857 гг.), сподвижник Вильгельма Бауэра).

 



 
PR-CY.ru