ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - Страница 7

Получило распространение мнение, что большая часть аутентичных памятников ИПЦ, написанных на арамейском или еврейском языке, была утеряна в ходе первого иудейского восстания, греческие же тексты Нового Завета и раннехристанская традиции являются попытками собрать по крупицам то, что осталось, а потому заведомо искажают реальную историю ИПЦ. После открытия рукописей Кумрана появились работы, связывавшие историю ИПЦ с иудейским течением ессеев (Р. Айзенман даже попытался отождествить главу ИПЦ Иакова Праведного с кумранским «Учителем праведности»). Некоторые на основании рассказа Егесиппа считали Иакова Праведного альтернативным ессейским первосвященником или одним из садокидов, другие исследователи отрицали не только исторический характер повествования книги «Деяний» об ИПЦ, но и сам факт её существования. Наряду с подобной гиперкритичностью заметна и прямо противоположная тенденция: рост знаний о межзаветном иудаизме позволил учёным продемонстрировать гораздо большую, чем полагали раньше, обоснованность сведений об ИПЦ в историческом контексте I в. После подавления римлянами восстания Бар-Кохбы прежний Иерусалим, сложившийся ещё в эпоху Ахеменидов (700–330 гг. до н.э.) и достигший расцвета при царе Ироде, перестал существовать. Город был разрушен почти до основания. Оставшееся в живых население было продано в рабство либо бежало. Эдиктом императора Адриана иудеям было запрещено жить в Иерусалиме и его окрестностях. На месте разрушенного города был основан новый римский полис – колония Элия Капитолина. Новое население, состоявшее первоначально из римских ветеранов и переселившихся сюда греков, не было связано с прежней историей Иерусалима, Палестины, с традициями и культурой иудеев. Вместе с иудейским населением из Иерусалима исчезли и христиане. Первоначальная община ИПЦ, состоявшая преимущественно из принявших крещение евреев, перестала существовать. Евсевий Кесарийский указывает, что вскоре в Элии из язычников сложилась новая церковь и уже около 136 г. первым епископом новой общины ИПЦ стал Марк I (134/135 – 156 гг.). Однако, учитывая тяжёлые последствия восстания и карательной кампании римлян, разрушение и полную перестройку города, на которую ушло время, это сообщение исследователи считают малодостоверным. О епископе Марке I и времени его предстоятельства в ИПЦ им ничего не известно. Вслед за «Хроникой» Евсевия традиционно датами его пребывания на престоле считаются 136–143 гг., однако их достоверность исследователи не могут проверить по иным источникам. Евсевий приводит также имена нескольких преемников Марка и приблизительные сроки их пребывания на престоле, но каких-либо сведений о жизни общины Иерусалима до 180 гг. не сохранилось. Таким образом, исследователи не могут установить время возрождения христианской общины в Иерусалиме (Элии). Известно лишь, что когда в середине II в. христиане вновь появились в этом городе, в их общине уже были выходцы из греческой или эллинизированной среды, которые раньше были язычниками. Первым епископом Иерусалима после возрождения общины, о котором исследователи располагают значительными сведениями, был св. Наркисс, занявший престол в 180 гг. На период его епископства пришлось начало пасхальных споров в христианских церквах всей империи. Римский епископ Виктор (189–199 гг.) выступил с требованием унификации традиций празднования на основе обычая римской общины, где Пасха отмечалась в воскресенье после 14 ниссана. Как и большинство церквей, палестинские общины во главе с Кесарией и Элией поддержали Виктора.

 



 
PR-CY.ru