ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - Страница 8

Около 198 г. в Кесарии состоялся Собор (один из древнейших известных в истории Соборов), на котором палестинцы заявили, что придерживаются тех же обычаев, что и Александрийская церковь, которая праздновала Пасху согласно с римскими общинами. Тем не менее, добиться единства в тот период не удалось, и разногласия в традициях празднования Пасхи оставались важным вопросом ещё в IV в., когда в их разрешении участвовал Никейский Вселенский собор 325 г. В начале III в. престарелый епископ Наркисс, видимо, тяготясь делами управления общиной, стремился уйти на покой и однажды неожиданно покинул Иерусалим и свою паству (возможно, удалился в пустыню). Его преемниками в течение нескольких лет были Дий, Германион и Гордий, избиравшиеся епископским Собором Палестины. Однако при Гордии Наркисс вернулся в Иерусалим и вновь занял место предстоятеля общины по настойчивым просьбам как жителей города, так, вероятно, и христиан из других городов (причины ухода и возвращения Наркисса исследователям неизвестны). Евсевий Кесарийский и авторы других источников их также не называют. Через несколько лет Наркисс окончательно отошёл от дел. Его преемником стал епископ из Каппадокии Александр (213–251 гг.), приехавший в Палестину, чтобы посетить святые места. Наркисс убедил Александра занять его место, а община Элии, по-видимому, согласилась с этим решением. Наркисс умер около 212 г. в возрасте 116 лет. С его именем связано одно из наиболее ранних свидетельств о почитании святых в церкви. Для ранних христиан было характерно почитание мучеников и исповедников веры, но Наркисс, не будучи мучеником, почитался как чудотворец и праведник. Рассказы о нём Евсевия в «Церковной истории», скорее всего, основаны на преданиях III в. и содержат ряд важнейших черт формирующегося литературного жанра агиографии. Несмотря на славу Наркисса, община Иерусалима (Элии) в III в. оставалась лишь одним из центров христианства. Значительно большую роль в Церкви Палестины играла митрополия римской провинции – Кесария. Историк Евсевий Кесарийский, стремившийся добиться возвышения Иерусалимского престола, не обратил столь же пристального внимания на историю своей кафедры, и исследователи не располагают какими-либо списками епископов Кесарии раннехристианской эпохи. В «Апостольских постановлениях» первыми епископами Кесарии названы Закхей, Корнилий и Феофил. Однако на основании анонимного трактата V в. исследователям известно, что Закхей был епископом Кесарии около 160 г. Кроме того, Феофил председательствовал на Кесарийском соборе около 198 г. Таким образом, надёжные сведения о епископии Кесарии появляются лишь во второй половине II в. Тем не менее, уже вскоре эта кафедра, поддерживавшая тесные связи с Александрией, выдвинулась на первый план как в истории ИПЦ, так и в делах всех христианских общин империи. В 215 или 216 г. в Кесарию переехал Ориген (около 185 – 254 гг.) и прожил здесь некоторое время, пережидая восстание и репрессии в Александрии. Около 231 г. он вновь приехал в Кесарию и был возведён в сан пресвитера. Вскоре Ориген окончательно переселился сюда, после того как Александрийский епископ Димитрий (189–231 гг.) отказался признать его рукоположение. С появлением Оригена в Кесарии начал складываться крупный центр христианского образования и учёности. В Кесарии он создал значительную часть трудов, в том числе «Гекзаплы», «О молитве», «Призвание к мученичеству», «Против Цельса», возможно, трактат «О началах».

 



 
PR-CY.ru