ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - Страница 5

Кроме того, важное значение имели собрания христиан по домам (Деян. 4:24–31; 12:5, 12; ср.: Деян. 1:14, 24–25). Во время этих собраний совершалось «преломление хлеба» (Деян. 2:46; 20:7 и след.), в котором традиционно видят таинство евхаристии. Также известно о врачевательной практике и о совершении крещений. Члены ИПЦ, продолжавшие соблюдать закон Моисеев, видимо, вплоть до начала первого иудейского восстания (66 г.) не отделялись полностью от иудеев, не принявших христианства, поскольку иудаизм эпохи Второго храма допускал достаточно большую степень свободы в толковании закона Моисеева. Ключевыми для идентификации являлись культовые предписания (обрезание, соблюдение субботы, законов о чистоте и т.п.). По этой причине иерусалимские христиане не хотели вступать в общение с теми христианами, которые пришли в церковь из язычников, не приняв закона Моисеева. Хотя на Иерусалимском соборе апостолов (Деян. 15:2–12; Гал. 2:1–10) бывшим язычникам было позволено не соблюдать ритуальные заповеди закона в полном объёме, вопрос не получил окончательного разрешения. По всей видимости, иерусалимские христиане, признав, что христиане из язычников могут обрести спасение, не соблюдая ветхого закона, по-прежнему отказывались от полного общения с ними, чтобы самим не нарушать закона (см. рассказ о последнем визите апостола Павла в Иерусалим в Деян. 22:22). Иначе говоря, ИПЦ на этом этапе, видимо, не разделяла представлений апостола Павла о едином избранном народе из евреев и язычников, считая, что две общины должны существовать по отдельности. Книга «Деяний» описывает два крупномасштабных гонения на ИПЦ, которые были санкционированы иудейскими религиозными и светскими властями. Первое гонение произошло после убийства архидиакона Стефана, вероятно, в период правления римского префекта Маркелла (36–37 гг.). По свидетельству книги «Деяний», «в те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян. 8:1). Во время второго гонения, при царе Агриппе I Ироде (44 г.), был убит апостол Иаков Зеведеев (Деян. 12:1–19), а апостол Пётр, чудом спасшийся из темницы, «пошёл в другое место» (Деян. 12:17) – то ли в Иерусалиме, то ли в Антиохии (хотя позже он присутствовал на Иерусалимском соборе). Причины этих гонений для исследователей остаются до конца не раскрытыми, поскольку и до, и после них ИПЦ существовала вполне открыто и даже увеличилась численно. Возможно, причиной гонений было не столько отвержение христианского учения как такового, сколько конфликт религиозно-политического или социального характера с отдельными партиями внутри иудейства. Так, Иосиф Флавий и Егесипп упоминают об убийстве Иакова Праведного около 62 г. по решению синедриона, которое было принято под давлением первосвященника Анана Младшего, но потом оспорено другими знатоками закона. На основании этих рассказов может быть сделан вывод, что главным противником иерусалимских христиан было саддукейское окружение первосвященников, у которых помимо религиозных мотивов для вражды были ещё и социальные основания (саддукеями были, в основном, крупные землевладельцы, которых Иаков Праведный, вероятно, обличал в немилосердии по отношению к нищим). Согласно Евсевию, с началом боевых действий в Иудее в 66 г. иерусалимские христиане бежали в г. Пеллу на северной границе Переи Некоторыми исследователями достоверность этого предания оспаривается.

 



 
PR-CY.ru