ИАКОВ Заведеев - Страница 6

Иаков Заведеев упоминается 15 ноября без богослужебного последования, а также 30 июня, в день памяти 12 апостолов. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, служба на память Иакова Заведеева 30 апреля имеет ряд праздничных особенностей. В разных редакциях Иерусалимского устава, начиная с ранних и вплоть до греческих и славянских, относящихся к более позднему времени (дониконовских) печатных изданий Типикона, устав службы 30 апреля на память Иакова Заведеева не претерпевает значительных изменений. Хотя в рукописях и печатных изданиях этот день не отмечен характерным знаком, в честь Иакова Заведеева совершается шестеричная служба: стихиры на «Господи, воззвах» и канон Иакову Заведееву поются на 6; последование Иакову Заведееву также включает отпустительный тропарь, кондак, стихиры-самогласны, светилен. В Минеях на память Иакова Заведеева 30 апреля приводится один или два цикла стихир-подобнов (по три стихиры в каждом). Нередко для описания устава службы Иакову Заведееву даётся ссылка на 25 апреля, память апостола Марка. На литургии назначается та же служба, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но евангельские чтения разные: в рукописных  Типиконах и Евангелиях встречаются чтения Мф. 4:18–23; 10:1–8; 17:1–9 (чтение Преображения), Мк. 10:32b – 45, Лк. 5:1–11; 9:1–6; 10:16–21 (общее чтение апостолов). Наиболее распространённым чтением в русских и греческих богослужебных книгах было Лк. 9:1–6, в русских Типиконах – Лк. 5:1–11. В XVII в. указания русского богослужебного Евангелия были приведены в соответствие с Типиконом, а греческие богослужебные Евангелия по-прежнему содержали Лк. 9:1–6. Греческая Минея (Рим, 1888 г.) указывает чтение Мф. 4:18–23. В исправленном московском Типиконе 1682 г. праздничный статус памяти Иакова Заведеева 30 апреля (вместе с памятями других апостолов от 12 и евангелистов) был повышен до «святого с великим славословием». В 1720 гг. происходит ещё одно увеличение праздничного статуса апостолов, включая Иакова Заведеева, – до полиелейных святых. В греческих Минеях после XVII в. праздничный статус памяти Иаков Заведеева также был повышен – в конце утрени назначается пение великого славословия, второй цикл стихир-подобнов поётся на хвалитех. С начала VI в. изображения Иакова Заведеева отмечены устойчивыми портретными чертами: это средовек с чёрной бородой и усами: в сцене «Причащение апостолов» на миниатюре из Россанского Евангелия, VI в. (Музей кафедрального собора, Россано, и на серебряном блюде 578 г.). Основные иконографические типы изображения Иакова Заведеева, выработанные до VI в. включительно, связаны с событиями его жизни, описанными в Евангелиях (Мф. 4:21; 27:56; Лк. 9:54; Мк. 3:17; 10:35–41). В ранних памятниках он показан как один из 12 избранных учеников в присутствии Иисуса Христа (в соответствии с указанием большинства апостольских списков, он чаще всего занимает место, близкое к Спасителю) или как свидетель событий Его жизни. Например, воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках «Умножение хлебов», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» центрального нефа церкви Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна; около 526); в композиции «Преображение» в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае (550–565 гг.); в сцене «Вознесение» в апсидах часовен XVII в., в монастыре Бауит (VI – начало VII вв.) и на оборотной стороне ампулы № 10 из Монцы, а также как участник событий, описанных в Деяниях святых апостолов: в сцене «Избрание апостола Матфея» (Деян. 1:15–26), на миниатюре Евангелия Раввулы.

 



 
PR-CY.ru