ИАКОВ Заведеев - Страница 8

Иногда образ Иакова Заведеева встречается в изображениях «Воскресение – Сошествие во ад», как, например, на фреске парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (около 1316–1321 гг.). В сцене «Преображение» в византийской традиции X–XII вв., как в монументальной живописи, так и в иконописи и книжной миниатюре, Иаков Заведеев изображается припадающим на одно колено, чаще справа от апостола Иоанна (на миниатюре Хлудовской Псалтири, середина IX в.; на миниатюре Евангелия из Иверского монастыря, XI в.; на эпистилии второй половины XII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае – Иаков Заведеев слева). В ранних памятниках апостол не прикрывает лицо руками: фреска каппадокийской Токалы-килисе в Гёреме, X в.; композиция «Преображение» на иконе «Деисус и праздники» (вторая половина XI в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); икона из монастыря Ксенофонт на Афоне (конец XII в.); фреска в церкви святителя Николая Каснициса в Кастории (последняя треть XII в.). В эмоциональных, экспрессивных произведениях палеологовского времени, когда апостолы в этой композиции словно «разлетаются» в страхе в разные стороны, лик Иакова Заведеева часто слегка прикрыт рукой. Такой его жест встречается и в русском искусстве (например, икона «Преображение» из Благовещенского собора Московского Кремля начала XV в.). В некоторых русских памятниках XIV–XVI вв. Иаков Заведеев изображён плотно закрывающим лицо ладонями, как на новгородской иконе из церкви Успения на Волотовом поле (третья четверть XV в.) и на владимирской иконе второй половины XVI в. На рубеже XVI и XVII вв. апостола снова изображали с открытым ликом, причём около его фигуры появилось надписание «апостол Иаков», как, например, на иконе Назария Истомина Савина из Чудова монастыря (1626–1628 гг.). Ещё в искусстве средневизантийского времени «Преображение» иногда иллюстрировалось несколькими сценами. Так, в пергаменном Евангелии XII в. из афонского монастыря великомученика Пантелеимона на двух миниатюрах представлены Иисус Христос, ведущий апостолов Петра, Иоанна и Иакова Заведеева на гору Фавор, и явление Христа на горе. Фигуры апостолов имеют в каждой сцене разный масштаб, отличаются также цветом одежд. Например, Иаков Заведеев облачён в светло-голубой хитон и разбеленно-розовый гиматий, в сцене теофании его хитон голубой, а гиматий – лиловый. С XIV в. получила распространение иконография «Преображение» с фигурами Христа и апостолов, восходящих на гору Фавор и сходящих с неё. Например, в росписях церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.), на храмовой иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского (начало XV в.), на иконе второй четверти XV в. из собрания М.Е. Елизаветина и др. В поздней русской иконописи помимо восхождения на Фавор встречаются изображения апостолов до момента Преображения (икона середины XVII в. из собрания К.В. Воронина). Иконография «Вознесение», сложившаяся в раннехристианский период, была востребована в декорации алтарного свода, как в каппадокийских храмах (Токалы-килисе в Гёреме, конец X в., «Большая голубятня» в Чавушине, между 963 и 969 гг.), а также в куполах некоторых купольных базилик и крестово-купольных храмов.

 



 
PR-CY.ru