ИАКОВ Заведеев - Страница 10

Образ Иакова Заведеева присутствует в иконографии «Собор 12 апостолов», не получившей широкого распространения. Например, на византийских иконах: из собрания А.Н. Муравьёва, приобретенная в монастыре Пантократор на Афоне (начало XIV в.; около 1330 г.); конца XV в. Изображения апостолов на иконе начала XIV в. идентифицируются по-разному. В надписи упоминаются оба апостола – Иаков Заведеев и Иаков Алфеев. Буквы «IA» на нимбе изображённого на переднем плане слева апостола, чей лик частично утрачен, являются указанием на старшего Иакова, как и почётное место рядом с первоверховными апостолами. В русском искусстве самый ранний образ этой иконографии происходит из церкви Двенадцати апостолов на Пропастех в Новгороде (около 1432 г.), где Иаков Заведеев изображён слева в верхнем ряду, между апостолами Фомой и Андреем. На храмовой иконе из новгородского Свято-Духова монастыря (первая четверть XV в.) Иаков Заведеев сидит справа, после апостолов Павла, Иоанна и Матфея. В конце XV в. в русском искусстве получил распространение вариант извода «Собор 12 апостолов» («Союзом любви связуемы апостолы»), литературной основой которого послужили тексты службы святым апостолам. В верхней части этой композиции – трёхфигурный Деисус в цветущих ветвях, ниже от древа родословия Спасителя отходят ветви, образующие пространство для полуфигур апостолов. По мнению исследователей, истоки этой иконографии восходят к иконографии «Древо Иессеево». Самый ранний сохранившийся памятник – софийская таблетка «Рождество св. Иоанна Предтечи. Собор апостолов» (конец XV в.), где напротив апостола Андрея изображён Иаков Заведеев с небольшой бородой, со свитком в руках. Аналогичная композиция известна на шитой пелене из Воскресенского собора в Волоколамске (1510 г.); в составе годовой Минеи (середина – третья четверть XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен); на таблетке (XVI в.); в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547–1551 гг.). В шитье этот сюжет использован для украшения саккоса патриарха Никона 1655 г., на котором вышиты в круглых клеймах поколенные фигуры апостолов, число апостолов увеличено; Иаков Заведеев изображён в молении. Традиция изображения на епитрахилях апостолов (среди которых присутствует Иаков Заведеев) связана с темой апостольского служения и, вероятно, иконографически восходит (как в греческой, так и в русской практике) к композиции «Собор 12 апостолов»: на епитрахили архиепископа Галактиона конца XVI в. из Иверского монастыря, на которой апостолы представлены в рост в обрамлении арок; епитрахиль патриарха Никона 1652–1658 гг., апостолы также изображены в рост.

 



 
PR-CY.ru