ИАКОВ Заведеев - Страница 2

Кроме того, данному рассказу предшествует история обращения Иаковом Заведеевым мага Ермогена и беседы с иудеями. Иаков Заведеев проповедует по синагогам в Иудее и Самарии. Маг Ермоген, который завидовал дару Иакова Заведеева исцелять слепых и прокажённых и воскрешать мёртвых, подсылает к нему своего ученика Филита (имена взяты из второго послания Павла к Тимофею (1:15 и 2:17), где так зовут отступников от веры), которого Иаков Заведеев обращает в христианство. Тогда Ермоген насылает на Иакова Заведеева бесов, но они по приказу Иакова Заведеева связывают мага и приносят к нему. Тогда маг, наконец, обращается в христианство и сжигает свои магические книги и идолов. Видя это, иудеи подкупают иерусалимских центурионов Лисия и Феокрита, которые взяли его под стражу, однако против этого возмущается народ, и Иаков Заведеев проповедует перед ним. Его проповедь состоит из ветхозаветных цитат, которые он толкует применительно ко Христу. Из-за того, что Иаков Заведеев обращает и крестит много народа, иудеи устраивают мятеж, хватают его и приводят к Ироду. Тот приговаривает Иакова Заведеева к отсечению головы, после чего следуют история с Иосией и описание казни (источники начальной части текста исследователями не выявлены). Сохранился также ирландский перевод данного «Мученичества...». В Средние века на Западе эта легенда получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский (первая половина XII в.) добавляет, что ученики Иакова Заведеева, взяв его тело, сели в никем не управляемую лодку, чтобы предать земле тело в каком-нибудь далёком месте. За ночь лодку принесло к берегам Испании. Там ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени Лупа, которая направила их к местному языческому царю, чтобы погубить. Царь приказал схватить пришедших к нему и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения. После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в христианство, а тело Иакова Заведеева предали земле в замке Лупы. Впоследствии его могила пришла в запустение и была заново обретена около 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (около 1165 г.) связывает обретение гробницы Иакова Заведеева с видением Карла Великого. Другую традицию представляют апокрифические «Проповедь» и «Мученичество» Иакова Заведеева, сохранившиеся на коптском, арабском и эфиопском языках. В этой версии Иакову Заведееву выпадает по жребию проповедовать в Индии, куда с ним отправляется апостол Пётр. Однако в эфиопском тексте вместо Индии упоминается Лидия, которую Липсиус предложил отождествлять с Лиддой (Диосполем) в Палестине. В пользу такого предположения говорят дальнейшее описание места проповеди Иакова Заведеева как города, а не как страны, отсутствие в тексте индийской тематики и, возможно, факт проповеди Петра её жителям на известном ему языке. По пути к месту проповеди апостолы встречают Христа, Который показывает им славу и сияние праведников и облекает тем же и их самих. Апостолы исцеляют слепого и вступают в противоборство с властями города. Их пытаются связать и протащить по улицам, но руки стражников немеют; затем апостолы их исцеляют (эти мотивы заимствованы из «Деяний Андрея и Матфия»). Далее следует рассказ об исцелении сына магистрата Феофила и обращении в христианство его домочадцев и всех жителей города. Апостолы поставляют им священников, приобщают Святых Таин и остаются в городе на долгое время.

 



 
PR-CY.ru