ИАКОВ Заведеев - Страница 4

В псевдоэтимологических списках имя Иаков переводится как «ученик жизни», а в одном латинском – как «утешитель скорби». Предание о проповеди Иакова Заведеева в Испании впервые фиксируется в Breviarium apostolorum (в латинском переводе с греческого языка одного из вариантов апостольских списков). Об этом предании знали Юлиан Толедский (ум. в 690 г.), Альдхельм из Малмсбери (ум. в 709 г.), а позже автор трактата, распространявшегося под именем Гиспальского епископа Исидора. Окончательная рецепция этой версии просвещения Испании происходит только в IX в., после того как при короле Астурии Альфонсе II (791–842 гг.) в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания) местным епископом Теодемиром около 813 г. были обретены мощи апостола. Рассказ об этом появляется в Мартирологе Узуарда, составленном во второй половине IX в., несмотря на то что ещё в Breviarium apostolorum сообщалось о погребении тела Иакова Заведеева в Мармарике, что, в свою очередь, было вызвано путаницей в источниках: Иакова Заведеева в данном случае перепутали с Иаковом Алфеевым (Младшим). По мнению некоторых исследователей, в саркофаге римского времени, найденном епископом, покоились не мощи Иакова Заведеева, а тело Присциллиана, признанного еретиком и обезглавленного (так же, как Иакова Заведеева, что и могло послужить основанием для их отождествления) в 385 г. Согласно Сульпицию Северу, тело Присциллиана было погребено в Галлеции (ныне Галисия), где было много его последователей. Археологические раскопки Ирии показали, что уже в конце VI в. здесь существовало некое культовое погребение. Однако, по мнению исследователей, началу почитания святого в Испании послужило то, что в Галисию были принесены частицы мощей Иакова Заведеева с Востока. Около 860 г. кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. К X в. в Сантьяго-де-Компостела гробница Иакова Заведеева почиталась так же, как могила св. Мартина в Туре. Об этом упоминается в послании короля Альфонсо III клирикам Тура (906 г.), Historia Compostellana (XII в.), Liber Sancti Jacobi в составе Codex Callixtinus (XII в.). Легенда же об апостольском происхождении христианства в Испании и, следовательно, об основании апостолом той или иной кафедры стала серьёзным аргументом в споре о первенстве кафедр внутри Испании, а с XI в. – в противостоянии Риму (например, в 1049 г. папа Римский Лев IX (1049–1054 гг.) отлучил епископа Леона Крескония за то, что тот называл свою кафедру апостольской). Согласно другой традиции, часть мощей Иакова Заведеева хранилась в церкви св. Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI в. наличие частиц его мощей отмечается в разных церквах Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела. Кроме того, частицы мощей Иакова Заведеева хранятся в кафедральном соборе монастыря св. апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике апостола Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме (см. «В помощь православному паломнику: Краткое описание некоторых священных мест Рима и находящихся в них вселенских святынь» // Житие св. вмц. Екатерины. Акафист. М., 2004).

 



 
PR-CY.ru