ИАКОВ Заведеев - Страница 7

В памятниках первой группы встречаются изображения Иакова Заведеева, представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): например, на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494–519 гг.); в церкви Сан-Витале в Равенне (546–547 гг.); на тканой иконе из монастыря великомученицы Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы № 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной церкви во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543–553 гг.). Вместе с братом, апостолом Иоанном Богословом, Иаков Заведеев изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, например, на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири (середина IX в.), где стихи Пс. 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями двух рек и образами двух молодых апостолов, видимо, как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов «детьми грома». Единоличные изображения Иакова Заведеева встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (1030–1040 гг.), где он дважды изображён в медальоне – на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ Иакова Заведеева включался в декорации поствизантийских храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г.). В иконописи единоличные изображения Иакова Заведеева чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе (XIII в.), на которой представлена полуфигура Иакова Заведеева – средовека с тёмными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой. Он облачён в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки касается свёрнутого свитка, который держит покрытой левой рукой. Взгляд Иакова Заведеева устремлён на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Благородство и строгость образа Иакова Заведеева подчёркивается обращением к классическому репертуару, где апостол изображается подобно статуе античного философа. Эти черты сближают икону с лучшими произведениями византийского искусства (росписи церкви Святой Троицы в Сопочани, около 1265 г.). Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием Иакова Заведеева как брата святого, которому посвящён монастырь. Образ апостола входит в иконографию большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой частью декора православных храмов как в монументальном убранстве, так и в иконописи: «Преображение», «Вознесение», «Благословение на проповедь», сюжеты Страстного цикла («Омовение ног», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Предательство Иуды», «Уверение Фомы»), сцены апостольского служения. Образ Иакова Заведеева присутствует в сцене «Евхаристия» в мозаиках собора в Святой Софии (1040 гг.; идентификация затруднена) и Михайлова Златоверхого монастыря в Киеве (1008–1118 гг.; в левой части композиции рядом с апостолом Варфоломеем). В этой композиции, традиционно для древнерусской иконописи размещаемой в навершии царских врат, устойчивого расположения фигур апостолов нет.

 



 
PR-CY.ru