ИАКОВ Заведеев - Страница 5

В настоящее время единственным в России храмом, освящённым во имя этого святого, является церковь Иакова Заведеева в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г. (в 1676 г. было построено здание, которое существует и в настоящее время). В храме имеется частица мощей Иакова Заведеева, переданная из Испании. Под 15 ноября в ряде византийских календарей отмечалось «заколение», или «убиение апостола Иакова, брата Иоанна Богослова». Древнейший иерусалимский Лекционарий, сохранившийся в армянской и грузинской версиях, отмечал 29 декабря память Иакова Заведеева вместе с апостолом Иоанном Богословом. Современная Армянская церковь празднует день памяти Иакова Заведеева 28 декабря. В сириском Мартирологе 411 г. память Иакова Заведеева вместе с апостолом Иоанном помещена под 27 днём месяца кануна первого (27 декабря). В дальнейшем день памяти двух апостолов сместился на 7 или 8 мая. Впервые это наблюдается в сиро-яковитском Минологии (X в.), в котором память Иакова Заведеева отмечается 7 мая. Данный Минологий происходит из сирийского монастыря в Нитрийской пустыне. Учитывая близость этого Минология к Минологию VII в. из монастыря Кеннешре, в качестве возможного составителя которого иногда называется Эдесский епископ Иаков, прототип Минология X в. может восходить к VII в. Эта память сохраняется и в ряде поздних сиро-яковитских минологиев XII–XIV вв., например, в Мартирологе Раббана Слибы (конец XIII – начало XIV в.), однако с XII в. намечается тенденция разделять дни празднования двух апостолов: под 8 мая остаётся память Иоанна, а память Иакова Заведеева сдвигается на неделю ранее – на 30 апреля. В некоторых средневековых копто-арабских минологиях встречается память Иакова Заведеева 30 апреля, возникшая, видимо, под сирийским влиянием. Однако в основном память этого апостола праздновалась коптами 16 или 17 пармуте (бармуда), т.е. 11 или 12 апреля. В конечном счёте, закрепилась вторая из этих дат – 12 апреля. Календарь Маронитской церкви из рукописи XVII в. указывает память апостола Иакова 8 октября, однако не уточняет, идёт ли речь об Иакове Заведееве или Иакове Алфееве. В литургических мосарабских текстах (X–XII вв.) память Иакова Заведеева отмечается 30 декабря. Мартиролог Иеронима Стридонского (первая половина V в.) и за ним Римский мартиролог (XVI в.) указывают память Иакова Заведеева 25 июля и 15 марта (впоследствии в западных календарях закрепилось только 25 июля). До литургической реформы, проведённой вторым Ватиканским собором (1962–1964 гг.), существовало также особое празднование в честь явления Иакова Заведеева в битве на равнине Клавихо (834 г.) – 23 мая. В католической традиции к нему обращаются за молитвенной помощью как к защитнику стад и покровителю во время жатвы. Память Иакова Заведеева отмечается 29 декабря в памятниках древнего иерусалимского богослужения V–IX вв. вместе с памятью апостола Иоанна Богослова. В иерусалимском Лекционарии V–VII вв., сохранившемся в грузинском переводе, под 29 декабря помещены тропарь первого гласа «Те, кто заповеди Спасителя», прокимен из Пс. 95, чтения Деян. 12:1–17, 1 Ин. 1:1–10, аллилуиарий со стихом из Пс. 84, Евангелие – Ин. 21:20–25, тропарь на умовение рук второго гласа «Возвеличил спасение в мире». В древнейшем иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) содержатся песнопения в честь апостолов Иакова Заведеева и Иоанна Богослова, включающие стихиры на «Господи, воззвах» четвёртого гласа, тропарь на умовение рук четвёртого гласа «Апостоли и мученицы, свидетели страстей Христа», молитву Святых Даров «Лики ангельские Тебе славу возносят». Служба на литургии состоит из прокимна из Пс. 18 и аллилуиария со стихом из Пс. 46. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв.

 



 
PR-CY.ru