ИАКОВ Заведеев - Страница 3

Согласно «Мученичеству», Иаков Заведеев возвращается проповедовать 12 коленам Израилевым в рассеянии, находящимся при этом под властью Ирода и служащим идолам, и строит для них храмы. Он владеет всеми языками, в том числе и языками зверей. За свою проповедь принимает смерть от рук Ирода, но теперь уже при императоре Нероне. Кончина апостола помещается в разных версиях под 2, 12 или 24 апреля. Согласно эфиопской версии, Иаков Заведеев был погребён в Коте, согласно арабской – в Никте (Равине). По мнению исследователей, версия проповеди Иакова Заведеева в Индии и его погребения в Мармарике может происходить от смешения его с Иаковом Алфеевым, который, согласно древней (не позднее IV в.) традиции апостольских списков, скончался в Мармарике. Исследователи считают, что греческие «Деяния Иакова Зеведеева» относятся к более позднему времени и составлены на основе Нового Завета, текстов Иосифа Флавия, Климента Александрийского и Ипполита Фивского. Их влияние заметно в «Мученичестве» из так называемого «Императорского Минология», анонимном «Похвальном слове» и, вероятно, энкомии Никиты Давида Пафлагона. Текст об Иакове Заведееве в Синаксаре Константинопольской церкви под 30 апреля полностью основан на Новом Завете, а под 15 ноября – на текстах проповеди Иакова Заведеева в Иерусалиме и описании его смерти в Кесарии Палестинской (изолированной исследователи считают память Иакова Заведеева под 30 марта в Минее Vindobon. Theol). Неизданным остаётся энкомий Льва Кентурипина (исследователям неясно, к какому из Иаковов относится «Мученичество» в Sinait. syr. nov. 1013). Иаков Заведеев встречается во всех апостольских списках, где занимает обычно места с третьего по пятое, равно как и в других апокрифических произведениях, где даётся перечисление апостолов. В основном их сведения о нём совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Агриппы I Ирода ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в Мармарике. Однако к этому добавляется ряд сведений. Иногда говорится о его девстве, а сирийский список сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде. Часто упоминается проповедь Иакова Заведеева в Испании, что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела (латинский и армянский списки). Армянский список даёт краткое жизнеописание Иакова Заведеева: взяв частицу Креста у Фаддея, он отправился проповедовать в Испанию, затем был усечён мечом Агриппой Иродом в Иоппии (Яффе), тело его было брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в которой была затем завершена апостолом Павлом. По мнению исследователей, уникально указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на Диатессарон о проповеди Иакова Заведеева в Галлии. Византийские списки Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за «Мученичеством» сообщают о проповеди Иакова Заведеева 12 коленам Израилевым в рассеянии. У Псевдо-Дорофея рассказано о смерти Иакова Заведеева в Кесарии Палестинской и о его погребении там же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении Иакова Заведеева в Кесарии и Мармарике. Некоторые списки называют его мать Иероклией. В греческом списке ему приписывается основание церкви в Смирне.

 



 
PR-CY.ru