ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ - Страница 5

Преподобный Савва из Каппадокии переселился в Иудейскую пустыню в 456/457 г. и некоторое время жил в монастыре преподобного Евфимия, а также в Старой лавре, где игуменом был преподобный Феоктист, сподвижник преподобного Евфимия. С конца 460 гг. преподобный Савва жил в отшельнической келлии; в 470 гг. поселился на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема. В начале 480 гг. рядом с ним сложилась новая община – лавра преподобного Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба), впоследствии наиболее известная обитель Иудейской пустыни (см. Саввы Освященного лавра). Согласно Житию, преподобный Савва основал или возобновил в Иудейской пустыне также монастыри: Кастеллион (492 г.), Новая лавра (507 г.), Спилеон (508 г.), Иоанна Схолария (509 г.), Гептастом (510 г.), Занна (511 г.), Иеремии (531 г.). 12 декабря 490 г. Иерусалимский патриарх Саллюстий освятил соборный храм монастыря, а преподобного Савву поставил игуменом. Преподобный Феодосий был родом также из Каппадокии; в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине; несколько лет провёл в монастыре у башни Давида в Иерусалиме и других обителях. Около 479 г. основал киновийный монастырь восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы (Бейт-Сахур). Около 493 г. патриарх Саллюстий поставил преподобного Феодосия архимандритом всех киновийных монастырей Иудейской пустыни, а преподобного Савву – архимандритом лавр и отшельнических келлий. К середине VI в. монастырь преподобного Феодосия был крупнейшим в Иудейской пустыне; в нём подвизались до 400 монахов. Назначение святых Саввы и Феодосия архимандритами лавр и киновий в Иудейской пустыне исследователи считают свидетельством сформировавшейся политики Иерусалимской патриархии по управлению многочисленным монашеством. Учитывая уроки восстания 451–453 гг. и большую роль монашества в жизни Палестины того времени, с конца V в. патриархия ИПЦ старалась поддерживать киновийные монастыри в Иудейской пустыне и контролировать деятельность монахов. Так, в 480 гг. лавра преподобного Евфимия была преобразована в киновию игуменом Фидой при участии патриарха Мартирия. В конце V в. был преобразован в киновию монастырь Хозива, который находился на пути паломников из Иерусалима к Иордану и посещался множеством людей. В результате подобных мер в VI в. общежительные монастыри стали преобладать над лаврами и по количеству, и по числу насельников. В VI в. монашество Иудейской пустыни достигло расцвета: в этот период исследователям известно о существовании не менее 19 лавр и 44 киновийных монастырей, из них около сорока находилось в пустыне и около двадцати – в долине Иордана. В основном, они вполне соответствовали монастырям тех же типов в других регионах Средиземноморья, прежде всего, в Египте. Наиболее древними в Иудейской пустыне были лавры, существенно отличавшиеся друг от друга особенностями устава и видами работ, которые выполняли монахи. Как правило, лавры представляли собой конгломерат скальных пещер или небольших домиков-келлий, беспорядочно разбросанных в пустыне и соединённых тропинками.

 



 
PR-CY.ru